Рейтинг пользователей: / 12
ХудшийЛучший 

УДК 378.1 (574)

Шаймуханова С.Д., Нугман Б.Г.

Сулейменова М.Ж., Рахимова Г.М., Макалаков Т.Ж.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Карагандинский Государственный технический университет, Казахстан

Введение

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.

Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.

Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.

Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост: обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения; исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования.

Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества. Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.

Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.

Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.

1. Болонский процесс как инструментальный комплекс

образовательных ресурсов

Казахстан за годы суверенного развития достиг значительных успехов в реформировании экономики и социальной сферы. Сформирована нормативно-законодательная база функционирования рыночной экономики, которая включает создание рыночных институтов, рынок труда, систему прав собственности, социальную систему, в том числе накопительную пенсионную систему. Динамичное экономическое развитие в Казахстане и повышение его роли на международной арене потребовало кардинальных реформ в сфере высшего образования и преобразования его роли в обществе. За годы реформ были сформированы концептуально новые подходы функционирования системы высшего образования в Республике Казахстан, которые целостно охватывают все ступени и направления данной сферы общества. Изменения были ориентированы на либерализацию в системе высшего образования, способствующей формированию демократического развитого государства. Основные задачи реформирования заключались в повышении качества образования, его гибкости и адаптивности к современному вектору развития экономики страны.

Неотъемлемой составляющей укрепления и расширения сотрудничества Казахстана на мировой арене является проблема интеграции в мировое образовательное пространство. На ее решение ориентированы важнейшие указания Главы государства Н.А.Назарбаева и меры, принимаемые Правительством, Министерством образования и науки республики. Стремление интегрироваться в мировое образовательное пространство, освоить лучшие зарубежные стандарты и технологии подготовки специалистов отвечает и интересам высших учебных заведений и государства. Сфера высшего образования является первоочередным приоритетом современного экономического развития страны, поскольку именно качество высшего образования предопределяет долгосрочную конкурентоспособность страны в условиях глобализации.

Ключевая роль высшего образования в модернизации экономики страны предполагает углубление реформ в системе высшего образования и улучшение его качества в перспективе с учетом создания экономики страны, основанной на знаниях. Реформирование высшего образования предусматривает международную модель аккредитации вузов, новые системы оценки качества образования и создание новых типов учебных организаций, таких как высшие технические школы, инновационные университеты и инновационно-образовательные консорциумы.

Для достижения данных целей Республика Казахстан первой среди стран СНГ ввела в вузах согласно Болонской конвенции кредитную систему обучения, тем самым, подтвердив готовность войти в мировой образовательный процесс и обеспечить конкурентоспособность выпускников своих вузов. Как известно, Болонская конвенция предполагает, прежде всего, высокую социализацию индивидуума и социальную адаптацию к условиям рыночных отношений. Кредитная система дает основу для подготовки специалистов, соответствующих мировым стандартам образования. Она позволяет активизировать интерес и самостоятельность студентов в освоении определенной области знаний, создает условия для построения индивидуальной траектории обучения. Безусловным позитивным моментом применения кредитной технологии обучения в вузах Казахстана является возможность признания обучения за рубежом и рост мобильности студентов. Казахстанская кредитная технология предполагает накопление кредитов для получения степени и нацелена на преемственность образования на различных ступенях, когда на следующем уровне образования засчитываются ранее освоенные кредиты.

Кредитная технология обучения функционирует в режиме эксперимента в Казахстане с 2005 года когда она стала применяться в 36 вузах. Реализация эксперимента по применению кредитной технологии обучения позволила вузам Казахстана выявить конкретные механизмы и инструменты управления учебным процессом для обеспечения его максимальной эффективности.

Сложившаяся к настоящему времени система высшего образования в Республике Казахстан включает следующие ступени:

- высшее базовое образование (бакалавриат);

- высшее специальное/научно-педагогическое образование (магистратура);

- докторантура PhD.

Внедрение трехуровневой структуры высшего образования ориентировано на интеграцию с международным образовательным пространством, расширение диапазона образовательных программ и усиление их мобильности и гибкости в соответствии с требованиями рыночной экономики. Реализация данной модели высшего образования показала свою жизнеспособность и актуальность, но вместе с тем, обусловила необходимость ее дальнейшего преобразования в перспективе. Основные направления развития трехуровневой модели высшего образования в Республике Казахстан охватывают сокращение спектра мелких специальностей и их объединение в более широкие дисциплины программы, усиление исследовательской направленности обучения, расширение взаимодействия с бизнесом, обеспечение востребованности выпускников на рынке труда.

В Казахстане государство через систему государственных образовательных грантов устанавливает приоритеты по направлениям подготовки кадров. Цели экономического развития Казахстана на ближайшую перспективу диктуют необходимость увеличения числа обучающихся по наиболее востребованным техническим специальностям, по важнейшим социальным сферам, таким как педагогика, образование, естественные науки. Государственные гранты присуждается на конкурсной основе обладателям высшего балла по единому национальному тестированию. Система финансирования нацелена на обладателя гранта, который вправе выбирать любой вуз, в том числе и негосударственный.

Государственная политика в сфере высшего образования нацелена на обеспечение высокого качества образовательных программ. В этой связи был проведен ряд мероприятий, ориентированный на сокращение числа частных и оптимизацию сети государственных вузов. Одновременно государством усилены квалификационные требования к вузам, что позволило уменьшить в значительной мере присутствие на рынке образовательных услуг тех вузов, которые не обеспечивали необходимого качества образования. Государством были установлены более высокие требования к материально-техническому оснащению учебного процесса, финансированию вузов, качеству научно-педагогических кадров, применению современных технологий обучения.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан № 648 от 5 июля 2001 года ряд университетов были наделены статусом Национальных университетов. Это решение коснулось 8 ведущих вузов Казахстана, которые призваны поднять планку высшего образования в стране по отдельным направлениям до мировых стандартов.

Динамичное экономическое развитие регионов страны также обусловило выработку новых подходов к созданию сети региональных вузов. Определено 18 вузов, которые призваны стать центрами инноваций и движущей силой модернизации регионов. Изменение реалий рыночной экономики вызвало также необходимость развития модели управления в отдельных государственных вузах, которые были преобразованы в акционерные общества.

Деятельность вузов координируется и контролируется Министерством образования и науки Республики Казахстан. Ряд вузов в силу специфики своей деятельности подчинен различным Министерствам и агентствам, таким как Агентство РК по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел РК, Комитет национальной безопасности РК, Министерство обороны РК, Министерство финансов РК, Министерство юстиции РК, Министерство сельского хозяйства РК. Отдельные вузы, в частности медицинского профиля, имеют двойное подчинение: по образовательной деятельности – Министерству образования и науки РК, по финансированию – Министерству здравоохранения Республики Казахстан.

Непрерывная динамика развития экономики страны и необходимость адекватного реагирования на запросы рынка труда обусловили применение различных форм высшего образования в вузах. К наиболее распространенным формам обучения относятся дневная и заочная. Применение современных компьютерных технологий привело к внедрению в практику работы отдельных вузов дистанционного обучения, в том числе с применением ТV-технологий. Государством также предоставлено право получать высшее образование в форме экстерната. Основными языками обучения в вузах являются казахский и русский языки. Государством проводится политика развития трилингвизма, что предполагает расширение сферы применения английского языка в качестве языка обучения. Ряд вузов Казахстана практикует обучение по программам бакалавриата и магистратуры на английском языке. Государственная политика в сфере высшего образования ориентирует на формирование мультикультурной среды, что находит свое выражение в широком спектре языков обучения в вузах.

Государственная политика в сфере высшего образования предполагает введение различных актуальных программ образования, альтернативных технологий обучения и авторских методик преподавания в сочетании с инновационными концепциями формирования профессиональных знаний и навыков студентов. Академическая свобода вуза реализуется через механизм элективных курсов, практической подготовки специалиста и программ самообразования, предусматривающих возможность формирования индивидуальной траектории обучения студента.

Задачи индустриально-инновационного развития экономики Казахстана диктуют необходимость внедрения инновационных методик и технологий обучения в вузах. Государством принят ряд мер, направленных на формирование сети центров науки посредством развития технопарков и бизнес-инкубаторов, позволяющих интегрировать достижения науки и бизнеса и поднять качество обучения в вузах.

Поставленная Президентом Республики Казахстан задача войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира обусловливает особую актуальность интеграции страны в мировое образовательное пространство. Поэтому реформа системы высшего образования в стране была ориентирована также на усиление интернационализации. Ряд мероприятий имел целенаправленный характер и подчинялся задачам установления и развития международных контактов и образовательных программ как на уровне государства, так и вузов.

Республика Казахстан в своей международной деятельности в сфере высшего образования ориентирована на создание взаимовыгодных контактов со многими странами мира из различных регионов – США, Западной и Восточной Европы, Азии, стран СНГ. Получили развитие контакты через международные организации, основная деятельность которых подчинена установлению взаимодействия в сфере образования, культуры и науки – Комиссия Европейского Союза, Британский Совет Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Американский Совет по сотрудничеству в области образования и изучения языков, Германская служба академических обменов, Национальный Центр университетских программ Франции и другие.

Важной составной частью интернационализации является деятельность по вопросам взаимного признания степеней и дипломов об образовании. Казахстаном подписана и ратифицирована Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. Данная работа осуществляется Казахстаном и в двустороннем формате. Это относится к тем странам, которые не подписали Лиссабонскую Конвенцию, и странам, которые не присоединились к каким-либо международным соглашениям. Так, Казахстаном подписано Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий. Участниками данного соглашения являются Кыргызская Республика, Российская Федерация (1998 г.)

Аналогичная работа по формированию единого образовательного пространства в СНГ проводится в рамках ЕврАзЭС, которая включает законодательную работу по установлению единых критериев оценки деятельности вузов в странах-участницах.

Интернационализация высшего образования подразумевает глубокое переосмысление содержания программ обучения, которые должны ориентировать будущих специалистов на глобальное мышление и видение, формировать такие знания и навыки, которые позволят им быть конкурентоспособными на международном рынке труда. Интернационализация предполагает международный контекст изучаемых дисциплин на всех уровнях высшего образования.

Развитие интернационализации в Казахстане также осуществляется путем создания филиалов зарубежных университетов на базе ведущих казахстанских вузов - казахстанский филиал МГУ в Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева, г.Астана. Созданы совместные университеты с рядом других стран - Международный Казахстанско-Турецкий Университет им.Ходжа Ахмеда Яссауи, Казахстанско-Британский Технический Университет, Казахстанско-Германский университет.

За последние годы значительно выросло количество обменных программ, в которых участвуют казахстанские студенты и преподаватели. Эти программы обмена реализуются в рамках двусторонних соглашений вузов, а также международных программ - Tempus, Тasis, Erasmus Мundus, Irex, Usis, Cnous и ряда других. Несмотря на существенное увеличение числа казахстанских студентов, выезжающих за рубеж, число иностранных студентов, приезжающих на обучение в Казахстан, остается пока недостаточно высоким. Потенциал данного направления развития интернационализации предстоит значительно усилить в перспективе. Обучение за рубежом охватывает следующие основные направления:

- международные образовательные обмены;

- стипендии Правительств иностранных государств и международных организаций;

- по международной стипендии «Болашак» (перевод на русский язык «Будущее»);

- в частном порядке.

Установление взаимодействия на государственном уровне в рамках программ международных организаций: Европейский Союз, ЮНЕСКО, ПРООН, ACTR ACCELS, Корпус Мира, Информационная служба США (Usis), Usaid, Фонд «Сорос-Казахстан», Американский Совет по международным исследованиям (Irex) Британский Совет, Германская служба академических обменов (Daad), Национальный центр школьных и университетских программ Франции(Cnous), Бюро по лингвистическому и педагогическому cотрудничеству Посольства Франции в Казахстане позволило значительно расширить возможности для казахстанских граждан для учебы за рубежом.

Наиболее успешной и эффективной в сфере высшего образования зарекомендовала себя программа «Теmpus» Европейского Союза, которая сфокусирована на всемерное развитие сотрудничества и взаимодействия между университетами ЕС и Казахстана. За период с 1995 по 2005 годы в рамках программы Теmpus- III и Tempus-IV профинансировано 33 проекта, в том числе 25 национальных и 8 региональных на общую сумму свыше 11 миллионов евро.

Значительная работа по усилению качества преподавания английского языка и улучшению языковой подготовки проводится совместно с Британским Советом и ACTR/ACCELS (США). Эти меры включают разнообразный спектр программ – методическая помощь, преподавание, оснащение современной литературой и учебниками, развитие языковых навыков.

Особое место в Казахстане занимает программа «Болашак», которая позволила наиболее талантливой и способной молодежи получать образование в лучших университетах мира. Учитывая цели диверсификации экономики страны и развития наукоемких производств приоритетными для программы «Болашак» являются специальности технического, естественно-научного, гуманитарного профиля. Ежегодно по программе «Болашак» обучаются зарубежных вузах 3 тысячи студентов по различным программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD. В последние годы акцент при отборе на программу «Болашак» перенесен на программы послевузовского образования – магистратуру и докторантуру PhD.

Важным направлением развития интернационализации высшего образования необходимо рассматривать исследовательские проекты и связи, которые в настоящий момент находятся на стадии формирования. Потенциал казахстанских вузов в исследованиях является достаточным и позволяет говорить о перспективности данного направления сотрудничества.

Таким образом, опыт независимого развития Казахстана наглядно показывает, что состояние образования во многом определяется результативностью социально-экономического развития страны. Сегодня Казахстан является региональным лидером реализации требований Болонской конвенции. Введение новой образовательной модели позволило внедрить многоуровневую систему подготовки специалистов, значительно повысить уровень и качество образования в целом, сделать казахстанские дипломы конкурентоспособными. Участие Казахстана в Болонском процессе предоставляет возможность изучения программ обучения на различных уровнях высшего образования, обмен передовой практикой в исследованиях и преподавании, внедрение прогрессивных методов управления вузами. Актуальным является формирование единого образовательного пространства стран СНГ и включения его в международную образовательную систему.

2. Икт в образовательном процессе

Для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого социально-экономического развития необходимо использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Информационный меморандум института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании отмечает: «Впервые в истории информация и научное знание становятся не просто средствами совершенствования современного общества, а главными продуктами его экономической деятельности». Использование ИКТ является одним из важнейших условий дальнейшего экономического благосостояния и социального развития общества. Информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Использование ИКТ в среднем образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Однако в настоящее время эти возможности ограничены тем, что школьные программы, методики и критерии оценки знаний не соответствуют уровню и скорости развития современного общества, экономики, промышленности».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года также акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Навыки работы с ИКТ наиболее эффективно формируются при решении реальных задач, адекватных интересам студентов, учитывающих их особенности в их будущей профессиональной деятельности. При этом ИКТ должны осваиваться не только на занятиях информатики, но и в процессе изучения некоторых других предметов. Преподаватели специальных дисциплин должны создать студентам мотивацию к осознанному использованию ИКТ при изучении соответствующей дисциплины. Это станет возможным только тогда, когда все преподаватели будут владеть и активно использовать ИКТ в повседневной деятельности.

В методическом арсенале преподавателей должны быть такие формы организации учебной деятельности как индивидуальная работа с обучающей системой, создание и использование на уроке презентаций, моделирование, компьютерное тестирование, метод проекта, сбор информации в Internet, разработка Web-страниц. В перспективе – продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности совершенствование методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и во внеаудиторной деятельности.

Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, студента и обучающего. «Диалог - это то, что постоянно находится в опасности, но без чего на самом деле обойтись невозможно» (Сергей Аверинцев).

Информационная культура требует, прежде всего, от преподавателя и от студента новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающего им необходимую социальную адаптацию к переменам и, гарантирующим достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции: - «регулятивную», поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; «познавательную», т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; «коммуникативную», поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; «воспитательную», ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только студента, но и преподавателя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Информационная культура преподавателя включает мировоззренческий и технологический компонент. Мировоззренческий компонент состоит из этических, психологических, социальных, эмоционально-эстетических характеристик и отражает ценностное отношение преподавателя к работе с информацией. Технологический - из информационных умений, связанных с освоением рациональных приёмов самостоятельного поиска и обработки информации с применением коммуникативных технологий.

Особое место занимают технологии, обеспечивающие активность и самостоятельность обучаемых. Этому соответствует методика сотрудничества. При таком обучении учащиеся видят важность помощи друг другу. Работа организована таким образом, что выполнение задания зависит не от лидера группы, а от каждого члена группы. Ярким примером активизирующей технологии, основанной на самостоятельной деятельности учащихся является проектное обучение. Проектное обучение способствует формированию у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений, а именно: - умение работать с текстом (выделять главное, найти необходимую информацию); анализировать информацию; делать выводы; сравнивать и создавать подобное; - лаконично излагать свои мысли.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.

«Золотое правило дидактики – наглядность» (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов: видеослайдов - фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, диаграммы, графики, математические формулы и модели, подготавливаемые лектором.

Основные направления преподавателя-тьютора, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы.

1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работа на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.

4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе «Блокнот».

5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.

6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого студента в раздельности.

Место информационных технологий при обучении: во время урока, во время подготовки к уроку, в проектной исследовательской деятельности.

Модель использования ИКТ на уроке:

«Демонстрация компьютерной презентации»;

«Тестирование с выбором ответов»;

«Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра»;

« Использование электронных учебников».

Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса.

Модель использование ИКТ вне занятия:

«Поиск информации в Интернете и других источниках»;

«Фиксация записи об окружающем мире»;

«Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций».

Студента легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видеографических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. Решение проблемы соединения потоков информации разной модельности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудио восприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.

При реализации педагогической модели необходимо учитывать уровень сформированности информационной культуры преподавателя: репродуктивный, адаптивный и творческий.

1. Для репродуктивного уровня характерны несистематизированные знания об информационной культуре преподавателя и её роли в инновационной деятельности, иррациональная организация работы в информационно-образовательной среде, несостоятельность в использовании информационных технологий в педагогической и исследовательской деятельности, низкая оценка полезности предпринимаемой работы с информацией, неумение соотносить свою деятельность и уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.

2. Адаптивный уровень характеризуется ситуативным настроем на решение профессиональных задач, удовлетворением достигнутыми результатами без определения перспектив дальнейшего развития, неполным владением современным базовым знанием.

3. Творческий уровень предполагает наличие у преподавателя убеждения в необходимости постоянного повышения уровня информационной культуры, систематизированных знаний в области информационной культуры, способности к решению инновационных задач, проектов на основе совершенствования индивидуальной информационной культуры и к созданию собственных авторских информационно-образовательных продуктов.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности студента по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения курса.

Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.

Рубежный - проводится по итогам изучения темы, раздела курса.

Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации студента. Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля: мягкое самотестирование, жёсткое самотестирование, контрольное тестирование. При мягком самотестировании обучающийся имеет возможность многократно пытаться ответить на вопрос (пока не выберет правильный ответ). При жёстком самотестировании для ответа предоставляется только одна попытка, однако результат не сообщается преподавателю. Эти варианты, как правило, предусматривают возможность обращения к материалу учебника и реализуются как неотъемлемая его часть. Последний вариант предполагает, что результат тестирования учитывается при оценке уровня знаний.

Важным условием реализации возможностей ИКТ в вузе являются: оборудование в вузе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность преподавателя к применению ИКТ в образовательном процессе.

3. Профессионально-техническое образование в Республике Казахстан

на современном этапе

Создание в Казахстане современной высокоэффективной системы образования является одним из важнейших условий для достижения стратегической цели, поставленной Президентом Нурсултаном Назарбаевым для вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. В своих выступлениях Глава государства подчеркивает необходимость пробуждения интеллектуального потенциала нашей нации. «Наша задача - изменить отношение казахстанцев и, в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу. Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне», - сказал Президент, обращаясь к студентам КазНУ им.Аль-Фараби в октябре 2011 года. И в этом плане большую роль должна сыграть система профессионально и технического образования, целью которой является модернизация системы в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство. Задачами профессионально-технического образования являются:

  1. Обновление структуры содержания с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики;
  2. Развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики;
  3. Повышение престижа обучения .

В целевые индикаторы входят:

- доля выпускников профессионально-технического образования, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего числа принявших участие (2015 г. - 60%, 2020 г. - 80%);

- доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу (2015 г. - 78%, 2020 г. - 80%);

- доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации (2015 г. - 10%, 2020 г. - 30%);

- обновление структуры и содержания технического и профессионального образования с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики;

На основе Национальной и отраслевых квалификационных рамок будет упорядочена структура подготовки кадров. Подготовка специалистов будет осуществляться в соответствии с прогнозными потребностями рынка труда.

В соответствии с требованиями профессиональных стандартов будут: обновлены государственные общеобязательные стандарты профессионально-технического образования, образовательные программы; разработаны типовые учебные программы по специальным дисциплинам, учебная литература; разработаны модульные программы для получения нескольких квалификаций, создан банк данных модульных программ.

Профессиональное и техническое образование должно быть основано на профессиональных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностями экономики. Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Вузы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира.

В настоящее время уже создана законодательная и организационная база для реализации указанных поручений Главы государства. В этом году завершается реализация Госпрограммы развития образования на 2005-2010 годы. В рамках этой Госпрограммы в системе общего среднего образования на 129 тысяч мест сокращен дефицит ученических мест, ликвидированы занятия в четвертую смену. На 48 уменьшилось количество трехсменных школ, приобретено 5 676 предметных кабинетов. В Казахстане действует принятая в развитых странах система внешней оценки знаний учеников - единое национальное тестирование и промежуточный государственный контроль. В системе технического и профессионального образования создана независимая система оценки профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации.

Для развития практических навыков обучающихся в учебных планах доля профессиональной практики будет увеличена до 60%. Для этого будет расширена база практики за счет партнерства с работодателями. В учебный процесс будут внедрены современные образовательные технологии, формирующие у обучающихся востребованные компетенции.

На основе лучшего мирового опыта и проведения прикладных исследований будет усовершенствовано научно-методическое обеспечение системы профессионально-технического образования. Будут функционировать республиканский и областные учебно-методические кабинеты, библиотеки организаций будут пополнены необходимой учебной литературой. Для обеспечения доступности получения профессионального образования молодежью, будет увеличено количество ученических мест за счет строительства профессиональных лицеев и общежитий. Будут функционировать 4 межрегиональных профессиональных центра в городах Атырау для нефтегазовой отрасли, Экибастузе - топливно-энергетической, Шымкенте - обрабатывающей и Усть-Каменогорске - машиностроительной.

Учебные заведения на договорной основе будут закреплены за базовыми предприятиями для прохождения производственной практики, стажировки.

Более 70% государственных учебных заведений профессионально-технического образования будут переоснащены современным учебно-производственным и технологическим оборудованием, информационными технологиями. На обновление и переоснащение учебных заведений современным учебно-производственным и технологическим оборудованием будут привлечены средства из местного, республиканского бюджета, работодателей, за счет заемных средств международных организаций.

Будет обеспечено регулирование качества подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, в том числе на местах в форме «ученичества», с внедрением в отраслях экономики независимой системы сертификации квалификаций специалистов. Для обеспечения конкурентоспособности кадров, привлечения дополнительных средств учебные заведения будут закреплены в соответствии с профилем подготовки специалистов, в том числе путем соучредительства, за национальными холдингами и компаниями, транснациональными корпорациями и иностранными инвесторами. Будет создана система адресной финансовой поддержки учебных заведений, реализующих инновационные программы развития в рамках займа Всемирного Банка.

Для повышения привлекательности и престижности обучения в системе профессионально-технического образования будут: созданы центры карьерного руководства (структурные подразделения организаций образования) при учебных заведениях, где отсутствуют социально-педагогические службы; проводиться республиканские конкурсы «Лучшее учебное заведение», «Лучший по профессии» среди обучающихся, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин; лучшие обучающиеся будут участвовать в международных конкурсах профессионального мастерства; будут выявляться и поддерживаться (через гранты и именные стипендии работодателей, конкурсы, организуемые и финансируемые работодателями) талантливые обучающиеся, склонные к изобретательской и рационализаторской деятельности, техническому творчеству.

Для содействия трудоустройству будет создана база данных сертифицированных выпускников, взаимосвязанная с базой вакансий на рынке труда. Взаимодействие Республиканского, региональных и отраслевых советов по развитию профессионально-технического образования обеспечит активное участие бизнеса и профессионального сообщества в развитии данного вида образования, подготовке кадров и трудоустройстве, путем заключения договоров между организацией образования, предприятием и студентом. К 2020 году планируются следующие задачи:

подготовка кадров на основе национальной квалификационной системы будет полностью соответствовать запросам рынка труда;

учебно-производственные мастерские и лаборатории учебных заведений будут оснащены современным учебно-производственным и технологическим оборудованием, информационными технологиями;

будет широко внедрено кооперативное обучение с учетом фактического спроса предприятий;

обучение в учебных заведениях профессионально-технического образования будет привлекательно и престижно для молодежи;

бизнес и профессиональные сообщества будут принимать активное участие в развитии этого образования и подготовке кадров;

в отраслях экономики будут функционировать независимые центры сертификации квалификации с участием работодателей.

В целом, реализация Программы позволит добиться улучшения показателей международных рейтингов, обеспечения привлекательности казахстанской системы образования, устойчивого роста экономики страны, повышения конкурентоспособности человеческого капитала в мировом пространстве. Результатом ее реализации для населения станет доступ к качественному образованию для всех, к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, развитие коммуникативной и профессиональной компетентности обучающихся.

Техническое и профессиональное образование, призвана обеспечить экономику страны профессиональными техническими кадрами с целью дальнейшего перехода к высокоэффективной инновационной модели. В Казахстане в настоящее время проводится масштабная работа по модернизации профессионально-технического образования с учетом кадровых потребностей Программы индустриализации. Создан АО «Холдинг Касипкор» для развития сети колледжей мирового класса в партнерстве с бизнес-сообществом и ведущими мировыми учебными заведениями Сингапура, Германии и Нидерландов. Заключены меморандумы, соглашения между Министерством Образования и Науки Республики Казахстан и крупными компаниями, акиматами; АО «КазМунайГаз», «Казахстан темир жолы», «Казахтелеком», «Казахмыс», «Казпочта», «Азия авто» Ойл «Союз Атамекен», Акимат Актюбинской области, Западно-Казахстанской, Акимат города Алматы.

В рамках этих соглашений (меморандумов):

- создано на базе предприятий 12 учебных центров;

- предоставлено более 3000 рабочих мест для прохождения производственной практики;

- присуждены стипендии работодателей 300 обучающимся;

- укреплена материально-техническая и учебно-методическая база организаций профессионально-технического образования на сумму 360 млн. тенге.

В августе 2008 года был подписан Национальный Пакт между министерствами труда и социальной защиты населения, образования и науки Республики Казахстан и Национальной экономической палатой Союз «Атамекен» о формировании конкурентоспособных кадров на 2008-2010 гг.

Долгосрочная стратегия «Касипкор» состоит в трансформации от имитации среды в учебных заведениях к дуальной системе обучению на предприятиях. На начальном этапе учебный процесс в колледжах Холдинга «Касипкор» будет построен по схеме: 80 % в колледже и 20 % на производстве. В колледжах будет сформирована имитация производственного цикла, будут заключены договоры с предприятиями для прохождения производственной практики.

Для дальнейшего развития профессионально-технического образования в настоящее время ведется строительство четырех межрегиональных центров. Так, завершается строительство Межрегионального профессионального центра по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда для нефтегазовой отрасли в г.Атырау. Продолжается строительство Межрегиональных профессиональных центров по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда для топливно-энергетической отрасли в г.Экибастузе, для машиностроительной отрасли в г. Усть-Каменогорске. В ноябре начато строительство Межрегионального центра для обрабатывающей отрасли в Шымкенте.

Стоит отметить, что Казахстан первый среди стран СНГ создал на базе бывшего начального и среднего профессионального образования систему технического и профессионального образования, что позволило придать подготовке кадров техническую направленность и присваивать несколько уровней квалификации.

Выводы

В результате исследования пришли к выводам:

Таким образом, опыт независимого развития Казахстана наглядно показывает, что состояние образования во многом определяется результативностью социально-экономического развития страны. Сегодня Казахстан является региональным лидером реализации требований Болонской конвенции. Введение новой образовательной модели позволило внедрить многоуровневую систему подготовки специалистов, значительно повысить уровень и качество образования в целом, сделать казахстанские дипломы конкурентоспособными. Участие Казахстана в Болонском процессе предоставляет возможность изучения программ обучения на различных уровнях высшего образования, обмен передовой практикой в исследованиях и преподавании, внедрение прогрессивных методов управления вузами. Актуальным является формирование единого образовательного пространства стран СНГ и включения его в международную образовательную систему.

Для дальнейшего развития профессионально-технического образования в настоящее время ведется строительство четырех межрегиональных центров. Так, завершается строительство Межрегионального профессионального центра по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда для нефтегазовой отрасли в г.Атырау. Продолжается строительство Межрегиональных профессиональных центров по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда для топливно-энергетической отрасли в г.Экибастузе, для машиностроительной отрасли в г.Усть-Каменогорске. В ноябре начато строительство Межрегионального центра для обрабатывающей отрасли в г. Шымкенте.

Стоит отметить, что Казахстан первый среди стран СНГ создал на базе бывшего начального и среднего профессионального образования систему технического и профессионального образования, что позволило придать подготовке кадров техническую направленность и присваивать несколько уровней квалификации.

 

Литература:

  1. Долженко О.В. Сорбонская и Болонская декларации: Информация к размышлению //Вестник высшей школы. 2000. № 6.
  2. Байденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. М., 2004.
  3. Кремень В.Г. Болонский процесс: сближение, а не унификация // Зеркало недели. № 48(473).

4.  Попова М.В., Сапожников А.В.,Сапожников В.И. «Информационные, коммуникационные технологии». Учебник – М.: РПА «АПР», 2009.

5.   Материалы круглого стола: «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2010 года» // Проблемы высшей школы. Алматы, 2004. 10 ноября.

6.  Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана». Индустриальная Караганда, 28 января 2012 года.

7.  Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2012 годы. г.Астана, 7 декабря 2010 г.

8.  Ешметова Г. История развития профессионального образования в Республике Казахстан. г. Алматы, 2011.