Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК: 339.727.22

Чорная О.Е.

ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Институт экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины

 

Введение. На современном этапе развития мировой экономики все большую актуальность получают исследования, связанные с оценкой, анализом и прогнозами экономического роста стран всего мира, базирующиеся на показателе уровня человеческого капитала. Именно влияние человеческого капитала отражает социальную характеристику развития общества и дает возможность определить роль и место отдельного индивида в развитии мировой экономики. Данные вопросы затрагивались многими учеными в разные века, но лишь в настоящее время, в условиях всевозрастающей роли информационных технологий и коммуникаций, индивидуальные способности человека приобретают одно из лидирующих значений.

 

Сложность проблемы оценки экономического роста, как в отдельной стране, так и в глобальном масштабе, заключается в том, что, во-первых, достаточно проблематично из всего спектра показателей выбрать именно те, которые имеют существенное влияние на результирующий показатель, а во-вторых, в рамках конкретного показателя сложно определиться с самими динамическими рядами и группировкой независимых переменных. Эмпирический анализ современных экономических исследований позволяет упростить данную модель, воспользовавшись полученными результатами и вводя, опираясь на  них, соответствующие ограничения.

1. Анализ результатов эмпирических исследований влияния человеческого капитала на экономический рост государства 

Определяя понятие человеческого капитала необходимо выделить два его главных аспекта: человеческий капитал как запас имеющихся у человека знаний, навыков, мотивации, опыта, здоровья, влияющих на производительность труда и способствующих росту его доходов; человеческий капитал как поток доходов, обеспечивающий их более высокий уровень при вложении инвестиций в собственное развитие. Согласно обобщающему подходу Р.М. Нуреева [23] человеческий капитал представляет собой совокупность всех качеств работника, которые могут быть использованы в процессе производства, такие как приобретенные знания, навыки, опыт, мотивация, энергия, выносливость и общие параметры здоровья.

Описывая инвестиции в человеческий капитал, выделяется несколько основных их форм: образование, здравоохранение, воспитание, культура, спорт, а также весь дополнительный комплекс мер, связанных с подготовкой человека к производственному процессу (поиск информации, трудовая миграция, переквалификация и др.).

Современные тенденции, связанные со стремлением интенсифицировать производственные процессы при помощи повышения производительности труда и связанные с этим повышение инвестиционной привлекательности именно человеческого капитала, требуют глубокого исторического анализа, для определения сути данных процессов.

 

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ с рисунками >>>