Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 343.9

Попова В.В.

ИЗМЕНИЕНИЕ ФАБРИЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX –НАЧАЛЕ XX ВВ.

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета

 

В данном докладе рассматривается процесс преобразования фабричного законодательства в России к конце-начале веко. Дается характеристика основных законов, закреплявших права рабочих.

Ключевые слова: фабричное законодательство, права рабочих, оплата труда, труд несовершеннолетних, сверхурочные работы, гарантии прав.

In the given report the process of transformation of factory acts is examined in Russia to to end-beginning eyelid. Description of basic laws, fastenings rights for workers is given.

Key words: factory acts, rights for workers, payment of labour, labour of minor, overworks, guarantees of rights.

К области фабричного законодательства относятся законодательные акты, регулирующие трудовые отношения в фабрично-заводской промышленности. В сфере фабричного законодательства находятся условия трудового договора: наем и увольнение рабочих, регулирование рабочего времени, заработной платы, условий труда и расчета с рабочими, охраны труда и техники безопасности, урегулирования трудовых конфликтов.

В дореволюционной России рассмотрение вопроса о законодательном регулировании трудовых отношений началось еще в период реформ Александра II. Однако, принятие первых фабричных законов в России и создание фабричной инспекции (контролирующего органа) произошло лишь в начале 1880-х гг.

Важнейшими фабричными законами Российской империи были следующие:

1.6.1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» (ПСЗ-III. Т. II. № 931). Этот закон устанавливал запрет на работу детей до 12 лет, для детей 12–15 лет ограничивал время работы 8 часами. Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям посещать школы не менее 3 часов в неделю. Тем же законом учреждалась с 1.7.1882 специальная инспекция по контролю за его выполнением, которая и стала позднее фабричной инспекцией.

3.6.1886 г. «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Устанавливался порядок найма и увольнения рабочих: каждому рабочему в течение недели выдавалась стандартная расчетная книжка. Запрещалось расплачиваться с рабочими условными знаками, хлебом, товаром и иными предметами (кроме купонов), а также брать с рабочих проценты за деньги, выданные им в долг. Запрещалось взимать с рабочих плату за врачебную помощь, освещение мастерских и использование орудий производства. В случае предоставления жилья, бань, столовых и т.п. рабочим размеры взимаемой с них за это платы не могли превосходить утвержденного фабричной инспекцией максимума. С рабочих разрешалось взыскивать штрафы только «за неисправную работу», «за прогул» и за «нарушение порядка»; разъяснялась сущность этих поводов и устанавливались максимальные размеры штрафов. Общая сумма штрафов к расчету не могла превышать трети заработка рабочего. Устанавливалась ответственность фабрикантов за нарушение правил. Расширялась фабричная инспекция, и на нее была возложены задачи контроля за соблюдением всех правил, регулирующих трудовые отношения.

2.6.1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Этим законом было введено ограничение рабочего времени 11,5 часами, в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками — 10 часами. Он также запрещал работы в воскресенье и устанавливал 14 обязательных праздников (в 1900 г. к ним было добавлено еще три). Вместе с тем сверх установленного этим законом рабочего времени можно было вводить еще и сверхурочные работы.

2.6.1903 г. «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этим законом устанавливалась ответственность предпринимателей за несчастные случаи, происшедшие во время работы (кроме случаев, когда было бы доказано, что причиной несчастного случая были «злой умысел» или «грубая неосторожность» пострадавшего).

10.6.1903 г. «Об учреждении старост в промышленных предприятиях». Рабочим предоставлялось право выбирать старост — уполномоченных на ходатайства и переговоры с управлением и должностными лицами об условиях найма и быта рабочих. Дозволялись собрания рабочих по обсуждению указанных дел. Отдельные рабочие, однако, также могли ходатайствовать о решении указанных дел лично, каждый только за себя.

23.6.1912 г. «Об учреждении присутствий по делам страхования рабочих», «Об учреждении совета по делам страхования рабочих» «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев». При предприятиях учреждались больничные кассы. В больничные кассы в обязательном порядке вступали все рабочие и служащие со сроком найма не менее одной недели. Рабочие — участники касс — страховались по новому закону не только от несчастного случая, но также и на случай болезни. Владелец предприятия был обязан обеспечить первую врачебную помощь и амбулаторное лечение, а также предоставить или оплатить больничное лечение и все медикаменты (в том числе роженицам) до выздоровления, но не более 4 месяцев. При этом больным выдавалось денежное пособие

19.10.1915 г. «О допущении некоторых отступлений от правил о работе женщин, подростков и малолетних, а также о продолжительности и распределении рабочего времени». До окончания войны этим решением министру торговли и промышленности предоставлялось право разрешать отступления от соответствующих законов на предприятиях, работающих на оборону (в число попадающих под действие данного положения вошли только статьи, ограничивающие рабочее время, но не запрещающие работу детей в ряде производств).

Дальнейшее развитие фабричного законодательства происходило уже после Февральской революции. Имеет смысл отметить два постановления Временного правительства:

23.4.1917 г. «О рабочих Комитетах в промышленных заведениях». На всех промышленных предприятиях вводились выборные рабочие Комитеты для проведения переговоров с администрацией по всем важнейшим вопросам — о заработной плате, правилах внутреннего распорядка и т.д. Институт старост в промышленных предприятиях отменялся.

25.7.1917 г. «Об изменении правил об обеспечении рабочих на случай болезни». Больше прав в работе больничных касс получили рабочие, составляющие отныне Общее Собрание больничных касс (по закону 23 июня 1912 г. рабочие только делегировали своих уполномоченных в Общие Собрания). Так, если прежде проект уставов касс составляли владельцы предприятий, теперь это возлагалось на рабочих. Больничные кассы, в которых ранее должно было состоять не менее 200 человек, расширялись так, чтобы в них состояло не менее 500 человек. Уволенный рабочий еще месяц после увольнения мог состоять в больничной кассе предприятия.

Октябрьская революция кардинально поменяла социальные основы отношений в обществе, в особенности в промышленности, так что все приведенные выше законы были вскоре заменены новыми постановлениями.

Фабричному законодательству Российской империи был присущ ряд серьезных недостатков.

Во-первых, характерной чертой законов была слабость контроля за их соблюдением, даже и после создания фабричной инспекции. Штаты фабричной инспекции были слишком малы, а обязанности слишком велики, чтобы можно было всецело контролировать применение законов на практике.

Во-вторых, в законах содержалось довольно много неясных, расплывчатых формулировок, позволявших фабрикантам в ряде случаев легко обойти закон. Предприниматели также нередко добивались возможности применения закона в урезанном виде по решению различных инстанций в тех случаях, когда это «оказывалось нужным». Ответственность предпринимателей за нарушения законов была слабой и очевидно несообразной характеру нарушений.

В-третьих, почти все приведенные выше законы даже с учетом территориальной ограниченности распространялись только на рабочих частных и акционерных фабрик и заводов. Под определение фабрик и заводов попадали промышленные заведения, на которых работало не менее некоторого определенного количество или использовались двигатели1. Поэтому условия труда на множестве мелких, «ремесленных» и «кустарных» предприятий оставались вне фабричных законов. Тем более нельзя рассматривать фабричное законодательство как общее трудовое законодательство.