УДК 343.9
Попова В.В.
ЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО СОСЛОВНОГО СОСТАВА В РОССИИ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
(НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета
В данном докладе рассматривается процесс преобразования сословного состава городского населения, и его влияние на структуру органов городского управлении во II половине XIX века. Исследование проводится на примере Нижегородской области.
Ключевые слова: сословия, городское население, общественное управление, избирательное прав, избиратели, законодательные органы, исполнительные органы, выборы
In the given report process of transformation of class structure of urban population, and its influence on structure of bodies city management in II half of XIX-th century is considered. Research is spent on an example of the Nizhniy Novgorod region.
Key words: Estates, urban population, public management, selective the rights, voters, a legislature, executive powers, elections
Городская реформа Александра II и городская контрреформа Александра III стали одним из самых заметных явлений российской общественной жизни второй половины XIX в. Закреплённые в Городовых положениях 1870 и 1892 гг., они предопределили характер городского самоуправления рассматриваемого периода.
К началу 1860-х гг. в Российской империи произошло увеличение численности населения городов, усиление процесса его расслоения, изменение в социально-экономической структуре городов, усложнение и рост городского хозяйства – всё это вызывало потребность создания новой эффективной системы управления.
«Городовое Положение», вступившее в силу в
Избранными в гласные считались лица, за которых проголосовало более половины населения. Если количество получивших абсолютное большинство голосов не составляло полного комплекта гласных, назначались дополнительные выборы. К повторной баллотировке допускались лица, собравшие наибольшее после избранных количество шаров. Здесь получение абсолютного большинства уже не было обязательным.
Избирательным правом обладали лица, достигшие 25 лет, владевшие недвижимостью, подлежащей обложению городским оценочным сбором, либо уплачивающие в пользу города сбор со свидетельств (купеческого, промыслового, на мелочный торг, приказчичьего 1-го разряда или с билета на содержание промышленных заведений).
Избирательная система действовала так: получаемая сумма прямых доходов делилась на три равные части. Составлялся список плательщиков в порядке убывания платимых ими сборов. Таким образом, несколько наиболее крупных плательщиков, уплачивающих первую треть налогов, составляли первый разряд избирателей, второй разряд включал более мелких плательщиков, уплачивающих вторую треть и потому более многочисленный, остальные составляли третий разряд.
Работа по введению Положения
Анализ архивных документов показывает, что в Нижнем Новгороде особенно высокой избирательной активностью отличалось купечество, и, в отличие от других городов Средневолжского региона, на протяжении ста лет должность городского головы не занимали военные чины, неслужилое дворянство, интеллигенция.
Рассмотрим особенности новых органов городского общественного управления.
Дума – представительный орган, основными функциями которого были: утверждение годового бюджета, определение суммы сборов, такс, распоряжение городским имуществом, осуществление займов, приём пожертвований, возбуждение ходатайств от имени города, производство выборов на должности, определение размеров содержания должностным лицам (после
Городскому Голове предоставлялось право (своего рода аналог современного вето) приостанавливать исполнение думских определений в случае признания их незаконными. В отличие от земских собраний городские Думы имели право собираться в течение всего года по мере накопления дел. Для законности заседания необходимо было присутствие не менее четвёртой части гласных в городах, где их число не превышало 40 человек, а в других – не менее одной трети (в то время как в Европе – не менее половины). Для действительности решения Думы требовалось абсолютное большинство голосов присутствующих гласных, а по особо важным вопросам – не менее 2/3. Характерной чертой того времени была низкая явка.
Для осуществления полномочий в отдельных отраслях управления Дума была вправе назначать особых лиц, а в крайних случаях – особые исполнительные комиссии, члены которых должны были принадлежать к числу гласных или, по крайней мере, к числу городских избирателей. Исполнительная комиссия действовала на основании специальных думских инструкций. Так, городская Дума 1913-16 гг. включала 80 гласных, образовавших 17 постоянных и 10 временных комиссий (следует отметить, что кворум думских заседаний упал к тому времени и составлял 35 членов). Дума имела своих представителей в правительственных и общественных учреждениях (в присутствиях, в том числе, казенной палаты, гимназиях, уездных земских собраниях, сиротском суде, различных правительственных комиссиях).
Управа – исполнительный орган, все члены которого избирались Думой. В обязанности Управы входило: сбор и расходование 159 городских налогов и сборов, разработка проектов городских смет, наём и увольнение городских служащих, непосредственное руководство городским хозяйством и т. д. Управа было подотчётна в своих делах перед Думой, без санкции которой не могла расходовать денежные средства. В случае чрезвычайной ситуации Городской Голова обладал правом «единого распоряжения» с последующим уведомлением об этом членов Управы.
Согласно Положению
Статья 89 Положения
Кандидатуры на должность городского головы и лиц, его замещающих, утверждались губернским правлением. Следует отметить, что случаев неутверждения в Нижнем Новгороде (да и в других городах) до конца 1870-х гг. не было. Несколько отказов утвердить выбранных в 1880-е гг. были обжалованы органами общественного управления в Сенат. Интересно, что в подобных случаях Сенат оказывался на стороне последних.
По мере развития городского общественного управления становилось всё более очевидным, что возникла серьёзная угроза политическому господству дворянства. Молодая российская буржуазия активно вытесняла его из городских учреждений. Назревала вслед за земской контрреформой и контрреформа городского самоуправления, которая должна была притормозить эти процессы. В
«Положение»
Управа попала в непосредственную зависимость от губернских властей: ее члены могли быть призваны администрацией к дисциплинарной ответственности, Дума лишена права отправлять под суд членов Управы (однако при новых выборах Дума могла забаллотировать неугодную ей Управу, что часто и случалось).
Согласно Положению
Всё городское управление было поставлено под строгий надзор администрации: губернатор мог приостановить любые решения Думы, требовали его утверждения почти все её постановления. Следует отметить, что в Положении вообще опущено слово «самостоятельно» действовать. Таким образом, контрреформа превратила городскую Управу в коллегию выборных чиновников, подчиненных губернской власти, Думу – в совет при Управе, а городское самоуправление – в полуобщественное, полубюрократическое учреждение, лишённое самостоятельности, удовлетворяющее интересы зажиточного слоя населения.