Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК: 316.37:159.923-057.87

 

Загребельная Е.Т.

ЭТИКА ДОЛГА И ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова

 

Это работа о нравственных основаниях рыночной экономики в этике долга.

The theses are devoted to ethic foundations of marketing economic in the Kant’s conception.

Ключевые слова: этика долга, рыночная экономика.

Период системной социальной трансформации, переживаемый странами СНГ в настоящее время, характеризуется расширением предпринимательской свободы и гражданской субъектности, но сопровождается одновременно явлениями нравственной аномии у значительной части и нуворишей, и внезапно лишенных средств к существованию «низов» общества.

Однако целеустремленность на удовлетворение сиюминутных гедонистических потребностей, абсолютизация эгоизма и индивидуализма определенной части экономической элиты нашего общества стали тормозящим фактором создания эффективной системы производства рыночного механизма. Таким образом, обостряется проблема между требованиями, предъявляемыми к созданию свободной, быстро развивающейся, социально ориентированной экономики и уровнем морального долженствования в поведении субъектов экономической и политической сфер общества.

Наиболее обстоятельно эту проблему применительно для всего капиталистического мира исследует немецкий философ Питер Козловски. подчеркивающий: с одной стороны, хозяйство как система обеспечения товарами должно хозяйствовать, а не «соответствовать моральным нормам», а с другой стороны, «само по себе хозяйство не «свободно от морали», оно не только управляется экономическими законами, а определяется людьми, в желаниях и выборах которых всегда наличествует целая совокупность ожиданий, норм, установок. а также моральных представлений».

Актуальность проблемы обусловила возрастающий интерес к ней со стороны многих философов и социологов. В этой связи целью статьи является обращение к философскому наследию Иммануила Канта, поскольку оно позволяет глубже осмыслить современную действительность и понять многие аспекты кризиса нравственности потому что, именно он. по мнению многих современных философов, является основателем этики капитализма. И. Кант, придерживаясь принципа либерализма, не навязывает никаких заранее провозглашенных моральных норм. Они должны быть выработаны в результате дискурса, т.е. повседневного общения свободных индивидуальных субъектов экономических, социальных и политических решений: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» .

Смысл жизни и призвания индивида, по И. Канту, в самосовершенствовании, в преодолении антисоциальных, антигуманных наклонностей, в развитии интеллекта и духовности. «Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества - вот в чем обязанности человека». И снова следует обратить внимание на идею субъектности в этике долга: рыночная экономика несовместима с навязыванием официальной идеологии, с морализаторством по отношению к предпринимателям, не признающим нравственных границ в их стремлении к прибыли.

 

Литература

  1.  Кант И. Критика чистого разума. Перевод Н.Лосского. М.: Мысль, 1994.

  2. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски; Пер. с нем. Л.В. Федоровой и др. М.: Республика, 1997.