Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Демиденко Л.Л., Коринченко Г.М.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

 

Рассматриваются проблемы обучения информатике и основ компьютерных технологий студентов направления «Юриспруденция». Применяются эффективные методы и средства обучения с целью формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

In this work we examined problems of teaching Informatics and bases of students’ computer technologies in “Jurisprudence”. We used effective methods and means of teaching, aimed to form professional competency of future specialists.

Ключевые слова: методы обучения, информационные технологии, юридические экспертные системы, справочные поисковые системы.

В настоящее время в мировой практике применяются стандарты компетенций для специалистов каждой отрасли промышленности, в том числе юристов. Необходимость использования в профессиональной подготовке юристов компетентностного подхода и использование ими информационных технологий обусловлено:

  • проектированием национальной модели подготовки юристов на основе имеющихся у России обязательств в рамках Болонского процесса;
  • в условиях все возрастающей и жесткой конкуренции специалистов юридического профиля востребован мобильный, инициативный специалист, умеющий принимать компетентные решения, т.е. уметь моделировать оптимальный результат;
  • все возрастающий спрос на высококвалифицированных и универсальных специалистов данного направления, которые смогут быстро адаптироваться к постоянно совершенствующимся возможностям современной вычислительной техники и компьютерных технологий;
  • необходимостью правового регулирования, используя законы о защите информационных технологий для чего необходимо четкое понимание существа данных информационных процессов, их принципов функционирования;
  • компьютерными технологиями, позволяющими проводить моделирование изучаемых социально-правовых явлений и процессов.

Ю.Г. Татур [1] определяет компетентность как «интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области».

В общем случае компетентностный подход – это технология моделирования результатов образования и их представление как норм качества профессионального образования.

В основе формирования сферы компетентности юристов находятся стандарты профессионального поведения и моделирование технологии результатов, которые делают необходимым использование правовых информационных систем и информационных технологий в юридической деятельности.

Совершенствование учебной деятельности вузов существенно влияет на сложившуюся ситуацию благодаря внедрению и развитию новых форм обучения, практики опережающего обучения. Решению этих задач  в определенной степени способствуют дисциплина «Информатика», на фундаменте которой необходимо строить образовательный процесс и именно она является инструментарием будущей юридической деятельности.

В МГТУ им.  Г.И. Носова на кафедре Информатики и информационных технологий для преподавания дисциплины «Информатика» ведется работа по обновлению содержания обучения, созданию учебно-методического обеспечения, ориентированного на профессиональные компетенции. Разработаны компьютерные системы обучения, в состав которых входят электронные лекции, презентации, электронные лабораторные работы, интерактивные тренажёры разнообразного назначения. Студент самостоятельно может изучать новые темы, заполнять пробелы в своих знаниях, выполнять исследования и эксперименты для курсовых и выпускных квалификационных работ. Подготовка специалистов юридического профиля предполагает использование справочных систем (правовые системы «Консультант-Плюс», «Гарант» и др.), работу в локальной и глобальных сетях, использование пользовательских средств MS Office.

При компетентностном подходе формируется умение производить аналитический обзор материала, релевантный поиск адресно-реквизитной информации в справочных правовых системах, юридических экспертных системах, локальных и глобальных сетях; использование современных программных и технических средств защиты информации персональных компьютеров.

Таким образом, в процессе подготовки специалистов юридического профиля используются междисциплинарные связи информатики и информационных технологий с профессионально ориентированными дисциплинами, что позволяет подготовить высокопрофессиональных специалистов, обладающих знаниями методологических основ эффективной организации информационной работы в юридических исследованиях.

 

Литература:

  1. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 17 с.