УДК 378.14:681.518
Ермолицкая М.З.
ВВЕДЕНИЕ КУРСА «ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Институт проблем морских технологий ДВО РАН, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
В докладе говорится о введении курса «Геоинформационные системы» для обучения студентов экологических специальностей.
Ключевые слова: геоинформационные системы, образование, экология и природопользование.
This report is devoted to introduction of the course “Geoinformation systems” for education of students of ecological specialities.
Key worlds: geoinformation systems, education, ecology and nature management.
Геоинформационные системы относятся к бурно развивающемуся направлению современных информационных технологий и являются мощным инструментом для всех направлений исследований, в том числе, и в области экологии и природопользования.
О необходимости развития геоинформационного образования в России стали говорить еще в конце прошлого столетия (А.М. Берлянт, Л.Е. Гуторова, Цветков, А.В. Тикунов и др.). В
Особенностью курса, читаемого на кафедре Экология и природопользование является то, что он ориентирован не на подготовку пользователей того или иного программного продукта или системы. Основная задача – дать студентам необходимые знания и навыки для применения геоинформационных систем (ГИС-технологий) к экологическим исследованиям и мониторингу экосистем. Трудности в изучении данной дисциплины заключаются в освоении сведений из различных областей знаний, применяемых в ГИС. Это – компьютерные знания, связанные с ПЭВМ, экологические знания, связанные с исследованием экосистем, географические и математические знания, связанные с обработкой данных и моделированием, и т.п. Таким образом, ГИС - это комплексная наука, позволяющая по-новому взглянуть на окружающий нас мир. ГИС – это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов и событий реального мира. Это технология объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического анализа, которые предоставляет карта. Все это отличает ГИС от других информационных систем и обеспечивает возможность для применения ее в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий [2].
Практические навыки создания геоинформационных систем у студентов формируются в компьютерном классе в процессе ознакомления с популярным программным продуктом фирмы ESRI – системой ArcView, имеющей расширенные возможности работы с пространственной информацией, основанные на современных стандартах в области информационных технологий. Для этого разработан набор практических заданий, построенных на экологических данных по заливу Петра Великого. Система ArcView позволяет создавать базу гидрометданных по гидрологии, гидрохимии и загрязнению морской воды в прибрежной зоне, проводить оценку изменчивости основных характеристик с целью выявления тенденций в изменении морской экосистемы, определения антропогенной составляющей и ее роли.
Таким образом, изучение данного курса позволяет студентам овладеть теоретическими знаниями по общей идеологии геоинформационных систем и практическими навыками по созданию ГИС-проектов с использованием пакета прикладных программ ArcView. Геоинформационные системы представляют собой идеальную среду для экологических исследований и проведения мониторинга окружающей среды. Введение этой дисциплины в ВУЗах является важным этапом в формировании грамотного специалиста-эколога, способного правильно поставить задачу исследований и самостоятельно решать ее с применением современных ГИС-технологий.
Литература:
- Ольштейн А.А. Обучение студентов вузов основам геоинформатики - http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-121.pdf.
- Дулепов В.И., Ермолицкая М.З. Геоинформационные системы в экологии. Учебное пособие. - Владивосток: ТГЭУ. 2009, - 184 c.