Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК: 378

Горьква Ю.А.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Новгородский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

 

В статье  представлен педагогический инструментарий, способствующий интенсификации  подготовки специалиста в сфере сервиса и туристско-рекреационной деятельности.

The article reprtesents pedagogical instruments to facilitate intensive specialists traning in the sphere of service and tourist recreation activity.

Ключевые слова: методы проблематизации, гармонизации и социально-ролевой идентификации, барьерная педагогика

В последние два десятилетия остро встал вопрос о специальной профессиональной подготовке персонала в области сервиса и туризма. Как справедливо отмечает Т.С.Журбина, в  первую очередь это связано с тем, что в настоящее время сервис и туризм является одной из наиболее стремительно развивающихся и высокодоходных отраслей национальных экономик [2]. А соответственно возрастает спрос на специалистов, работающих в данной сфере. Принимая во внимание специфику рынка услуг очевидно, что полинаправленность данного профессионального образования выступает как актуальная теоретическая и практическая проблема.

При профессиональной подготовке специалиста в сфере сервиса и туризма, как во всяком виде деятельности, существует определенный инструментарий достижения поставленной цели. Не останавливаясь на сущностном содержании таких принципиальных педагогических категорий как форма, средство, приём, целесообразно рассмотреть ряд теоретически обоснованных методов, оказывающих стимулирующее влияние на профессиональное становление специалиста: проблематизация, гармонизация деятельности, социально-ролевая идентификация.

Основу проблематизации составляют элементы барьерной педагогики, в частности взгляды исследователей на разнородные (психологические, общения, инновационные и др.) барьеры в профессиональной деятельности как на стимулирующие субъектное становление личности в профессиональной деятельности, оказывающие не только негативное, но и позитивное влияние на успешность  овладения профессией.

Существующая практика изучения барьеров показывает наличие противоречия: с одной стороны, очевидна их деструктивная роль в деятельности, способная привести к её приостановке и даже полному прекращению; с другой стороны, при столкновении с препятствием, человек мобилизует свои личностные ресурсы для его преодоления, актуализирует свою активность, формирует свой неповторимый стиль, поднимается на качественно новый уровень развития. Барьер, по мнению А.С.Гормина, представляет непреодолимую преграду для неподготовленного к деятельности человека, в то время как для подготовленного человека он реализует его потребность в самоактуализации [1:7-8].

Метод гармонизации представлен в различных сферах жизни и деятельности человека. В юриспруденции наиболее часто он применяется в системе международного права с целью унификации нормативных актов. В медицине под гармонизацией понимается приведение в оптимальное состояние функций и систем организма человека. В менеджменте метод гармонизации деятельности имеет второе название «Метод ограниченного хаоса» и предполагает  упорядочение дел по приоритетности. Особенностью понимания метода гармонизации с точки зрения профессионального образования является установление баланса между результатом деятельности и категориями «способности», «развитие», «успех», «эффективность». Важность данной позиции состоит в том, что сервисная деятельность обладает высоким развивающим потенциалом, в силу чего она может не только создавать новые пути и возможности получения результатов, но и изменять взгляд человека на старые и новые результаты. Развитие меняет картину мира и ценности, что может приводить к радикальному переосмыслению и результатов, и эффективности профессиональной деятельности. [4:27-30].

В системе профессиональной подготовки специалиста сферы сервиса и туризма большое значение имеет правильное отношение обучаемого к имеющимся у него эндогннным и экзогенным затруднениям, а также своевременное коррекционное или компенсирующее воздействие на них. В данном случае оправданным является использование приёмов, заимствованных из коррекционной педагогики, позволяющих преодолеть некоторые присущие конкретному студенту «недостатки» за счёт развития личностных и профессиональных способностей или переакцентирования внимания на «достоинствах». Необходимо отметить, что коррекции могут подвергаться ситуационно-лич­ностные реакции (симптомы) в поведении, деятельности и взаимоотношениях с окружающими [3]. Ведущими направлениями данного процесса являются: корректирующее воздействие средовыми факторами (социальными); обогащение отношений, прежде всего коллегами, коррекционная или компенсаторная направленность этого взаимодействия; интенсификация положительного развития личности, развитие и стимуляция важных (востребованных в профессии) качеств.

Социально-ролевая идентификация основана на использовании ролевого подхода для решения профессиональных задач посредством имитаций социальных ситуаций и интериоризации (интернализации) новых образцов поведения и деятельности. Обязательным элементом сервисной и туристско-рекреационной деятельности является управление конкретным субъект-субъектным процессом (взаимодействия, общения и т.д.), поэтому осознанное принятие специалистом соответствующей специфике конкретной ситуации роли позволяет добиваться большего успеха. А расширение ролевого диапазона обогащает индивидуальный стиль деятельности и способствует рационализации использования профессиональных ресурсов. Применение метода социально-ролевой идентификации оказывает особенное влияние на инициирование поисковых механизмов и интеграцию наиболее эффективных способов и приёмов деятельности.

Процесс подготовки кадров в сфере севиса, туризма и рекреации значительно осложнён многоаспектностью и  разносторонней профессиональной направленностью. Очевидно, что путей преодоления данного затруднения ограниченное количество, а именно два – экстенсивный (за счёт расширения спектра и увеличения количества преподаваемых специальных дисциплин) и интенсивный (за счёт технологизации образования). Применение методов стимулирующнго воздействия позволяет, не допуская учебных перегрузок, осуществлять качественную подготовку в соответствии с особенностями и требованиями профессии.

 

Литература:

1.  Гормин, А.С., Психологические основы барьерной педагогики. Теория развивающего образования одарённых подростков [Текст]. – Великий Новгород, 2003. – 288 с.

2.  Журбина, Т.С. Актуальность сервисологического образования в современном обществе. [Текст] / Т.С. Журбина //Технологическое образование и устойчивое развитие региона. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (28-29 октября 2010г.). Часть 2. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010.

3.  Ковалев, В.В., Патология личности и девиантное поведение [Текст] // Руководство по психиатрии: В 2 т. – М. : Медицина, 1988. – Т. 2. – C. 427.

4.  Ушаков, К.М., Развитие организации: в поисках адекватных теорий [Текст] / К. М. Ушаков. – М.: Сентябрь, 2004. – 192 с.