Волохова В.Ю.
О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса
Рассматривается развитие социокультурной компетенции. Обосновывается необходимость ее формирования в туристском образовании.
Ключевые слова: туристское образование, социокультурная компетенция.
The development of the soсiocultural competence is considered. The necessity of its formation for tourism education is proved.
Key words: tourism education, soсiocultural competence.
Основная задача туристского образования в современных условиях – формирование не системы знаний, умений и навыков, а набора ключевых компетенций, важное место среди которых занимает социокультурная. Согласно словарю русского языка, компетенция – это область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён [1]. Под социокультурной компетенцией понимается совокупность знаний о другой стране, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка [2]. Иными словами, понятие «социокультурная компетенция» отражает целостную систему знаний о явлениях, определяющих социокультурный контекст межкультурного общения, а также систему навыков и умений согласования своего поведения с этими знаниями и представлениями.
Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где нередко обостряются межнациональные отношения, где большое значение имеют патриотическое и интернациональное воспитание. Социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире. Необходимость формирования социокультурной компетенции в туристском образовании продиктована рядом обстоятельств:
- у специалистов сферы туризма постоянно возникает необходимость и потребность устанавливать контакты с представителями других культур;
- специалист должен уметь предвидеть и успешно преодолевать неизбежные трудности при соприкосновении с чужой культурой и ее носителями;
- проявление толерантности к иному образу жизни и укладу – одно из условий успешной деятельности в сфере туризма.
По нашему мнению, формирование социокультурной компетенции может рассматриваться в качестве составной части туристского образования, и должно быть не только традиционно соотнесено с процессом изучения иностранного языка. Социокультурная компетенция может быть достигнута как результат социокультурного образования в рамках таких учебных дисциплин географической направленности, как страноведение, регионоведение, география туризма и др., в которых систематизируются и обобщаются разнородные данные о природе, населении, хозяйстве, культуре, национальных традициях и обычаях, социальной организации и предпосылках развития туризма отдельных стран и регионов мира. Это в значительной степени сможет способствовать формированию готовности выстраивать межкультурное поведение адекватно изученной специфике.
Литература:
1. Большой толковый словарь русского языка / cост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2009. - 1536 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.