Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

УДК: 681.5:378.1

Ризун Н.О., Тараненко Ю.К, Гулько Д.О.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ

Днепропетровский университет экономики и права

 

Предложен способ релазиции методики оптимизации процесса автоматизированного составления расписания учебных занятий. Разработан алгоритм оценки равномерности и рациональности загрузки студентов с учетом биологических ритмов и уровня сложности учебных дисциплин.

Ключевые слова: автоматизация, расписание, оптимизация, пользовательский интерфейс, биологические ритмы.

The method of optimization of automatic schedule making for studies in universities with the use of electronic tables is proposed. The methodology of estimation of study load uniformity and rationality with a glance on biorhythms and the level of study disciplines complicity is worked out.

Key words: automatization, schedule, optimization, user's interface, biorhythms.

Оптимизация процесса составления учебного расписания в ВУЗе является одной из важнейших задач повышения эффективности организации учебного процесса в ВУЗе. Большой объем одновременно обрабатываемых взаимосвязанных информационных массивов, трудоемкость и рутинность операций, выполняемых при формировании расписания, а также уникальность условий и правил его составления в каждом конкретном ВУЗе  требует, с одной стороны, разработки методики автоматизации процесса составления учебного расписания с учетом специфики ВУЗа, с другой стороны – формализации и применения алгоритмов оптимизации комплекса показателей качества сформированного расписания занятий [1].

Целью статьи является реализация методики оптимизации процесса автоматизированного составления расписания учебных занятий в ВУЗе с использованием электронной таблицы Excel, позволяющего:

1.  За счет внедрения методов автоматизации и ввода новых элементов интерфейса пользователя: минимизировать значение показателя трудоемкости Tr процесса составления расписания; максимизировать значения показателя точности Kr полученного расписания учебных занятий для всех курсов и направлений обучения.

2.   За счет формализации алгоритма оценки равномерности и рациональности загрузки студентов: обеспечить субоптимальной значение показателя качества Qr формируемого расписания; и, как следствие - уровня усвоения Ur учебного материала и  эффективности процесса обучения в целом.

Методика оптимизации процесса автоматизированного составления расписания учебных занятий в ВУЗе с использованием электронной таблицы предусматривает выполнение трех последовательных этапов.

Реализация  этапа 1 – подготовка исходной информации  для формирования понедельного расписания учебных занятий – позволяет минимизировать трудоемкость Tr процесса составления расписания за счет автоматизации последовательности  выполнения на N отдельных листах рабочей книги следующих двух взаимосязанных процедур.

Первая процедура – проектирование и заполнение на каждом листе рабочей книги базы данных "Учебная программа" (УП), которая состоит из двух таблиц: "Учебный план по направлению подготовки" (УПНП) и "Учебная нагрузка по преподавателям" (УНП), которые формируются согласно нормативной документации учебного отдела по каждому направлению и листкам распределения нагрузки по преподавателям по каждой кафедре ВУЗа.

Структура таблицы НПНП представлена следующими полями: полное название дисциплины; сокращенное название группы (групп); количество часов, отведенных на лекции;  количество часов, отведенных на лекции практические занятия; количество часов, отведенных на лабораторные занятия; всего учебных часов по дисциплине.


ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>