Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК: 514.18

Елфимова М.В., Малышевская Л.Г.

ВНЕДРЕНИЕ ОСНОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГПС МЧС РОССИИ

Сибирский филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

В докладе внесены предложения по внедрению в учебный процесс основ строительного черчения с применением системы моделирования AutoCAD.

Ключевые слова: инженерная графика, программное обеспечение, AutoCAD.

In the report offers on introduction in educational process of bases of building plotting with application of system of modeling AutoCAD are made.

Keywords: the engineering drawing, the software, AutoCAD.

Уровень образования специалиста, научная база, содержание изучаемых дисциплин определяются комплексом требований, которые предъявляются к его знаниям, умениям, навыкам, обеспечивающим качественное выполнение выпускником своих функциональных обязанностей на первичных должностях и их дальнейшее развитие в области, связанной с практической деятельностью.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом [1] в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России дисциплины «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» объединены в одну дисциплину, состоящую из двух разделов: раздел 1 «Начертательная геометрия» и раздела 2 «Инженерная графика». Государственным образовательным стандартом исключены вопросы архитектурно-строительного черчения, необходимые для выполнения будущими выпускниками должностных полномочий.

Дисциплина «Начертательная геометрия. Инженерная графика» является основой для подготовки квалифицированного инженера–специалиста государственной противопожарной службы. Выпускники высших учебных заведений ГПС МЧС России могут назначаться на командные должности пожарных отрядов, частей, караулов, на различные должности отделов и служб УГПС регионов РФ, служб государственного пожарного надзора, пожарной экспертизы, лицензирования, сертификации технических проектов и принимаемых в эксплуатацию различных технических средств и сооружений. При этом выпускникам приходится часто сталкиваться с необходимостью решения задач, связанных с изучением по чертежам и схемам устройства, состава, принципа действия, правил эксплуатации и ремонта механических узлов, агрегатов и сложных технических систем.

Это также  касается пожарной техники, которая состоит на вооружении пожарных частей, планов эвакуации, планов и карточек тушения пожара. При этом инженер пожарной безопасности должен иметь необходимые знания, умения и навыки:

-  квалифицированного чтения сложных сборочных чертежей, их детального изучения, понимания всех изображений на чертеже, обозначений, текстовых надписей, состава;

- устройства и  работы рассматриваемых узлов и систем в целом;

-проведения экспертизы проектной документации на создание, строительство, реконструкцию различных объектов (в том числе технических) в части соблюдения мер пожарной безопасности, подготовки по ним соответствующих заключений;

- надзора за выполнением требований противопожарных норм и правил в проектной документации на разрабатываемые, строящиеся и действующие объекты;

- лицензирования и сертификации промышленной продукции, строительной индустрии, технологических установок и процессов, транспортных средств и других объектов, на которые установлены требования пожарной безопасности;

- проведения пожарно-технических обследований объектов, оформление их результатов;

-   разработки и реализации организационных и технических решений и мероприятий, направленных на повышение уровня противопожарной защиты объектов;

- разработки  в проектах технических условий, технических заданий на новую пожарную технику и оборудование;

-  разработки стандартов и нормативных документов [3].

Поэтому для качественного выполнения  выпускниками профессиональных обязанностей необходимо включить в учебную программу дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» вопросы изучения основ строительного черчения.

Для информационного общества недостаточны только навыки традиционного черчения на ватмане. Это означает, что информационные технологии должны быть внесены в графические дисциплины. Качество обучения инженерной графике следует оценивать степенью приближения чертежей, выполняемых курсантами в курсе машиностроительного черчения, к чертежам, выпускаемым передовыми конструкторскими организациями. Все это требует пересмотра программы по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» с учетом возможностей самой мощной, наиболее распространенной в мире компьютерной системы автоматизированного моделирования (AutoCAD), которая позволяет выполнять двумерные и трехмерные проекты различной степени сложности.

AutoCAD в настоящее время представляет интерес не только как один из лучших пакетов 2М черчения и 3М моделирования, но и как базовый графический пакет, на котором создано большое количество различных специализированных приложений для разных областей. Применяя систему автоматического моделирования, можно быстро и удобно оформить технологические решения, снять рутинную часть работы, выполнить расчеты, систематизировать нормативно-справочную информацию, сохранить принятые технологические решения, сделать необходимые чертежи. Овладение основами автоматизированного моделирования позволяет выполнять текущие курсовые и дипломные работы по всем разделам изучаемых дисциплин на уровне, соответствующем современному состоянию проектно-конструкторских работ. Безусловно, использование автоматизированного моделирования в учебном процессе изменяет и методику преподавания. Использование на занятиях программы AutoCAD дает возможность активизировать познавательную деятельность курсантов на занятиях, развить у них пространственное мышление, повысить эффективность усвоения учебного материала. Овладение основами компьютерной графики, информационной культуры позволит осуществлять обработку информации, развивать навыки исследовательской деятельности на базе реализации возможностей информационных технологий.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод:

- вопросы изучения основ строительного черчения необходимо включить в учебную программу дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика»;

- внедрение компьютерных технологий в учебный процесс будет способствовать быстрой адаптации выпускников на службе. Курсанты, прошедшие школу системы автоматического моделирования, становятся специалистами высокого класса, обладающими самостоятельным творческим мышлением.

 

Литература:

1.       Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 656500 «Безопасность жизнедеятельности» Москва. 2000г.

2.       Квалификационные требования к уровню подготовки выпускников. Специальность 280104.65 –«Пожарная безопасность»

3.       Грачев Е.В. Частная методика преподавания дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» (специальность 280104.65 «Пожарная безопасность»). Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России. – 51с. 2008г.

4.         Начертательная геометрия и черчение: учебник для студентов вузов / А. А. Чекмарев; Москва: Высшее образование, 2006г.