Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Спекторук С.А., Камышева Н.А.

Особенности эксплуатации поддержанных автомобилей с турбокомпрессором

 

Ключевые слова: автомобиль, турбокомпрессор, эксплуатация, ремонт

В данном докладе рассматриваются особенности эксплуатации поддержанных автомобилей  с турбокомпрессором, последствиях выхода из строя турбин и  путей их решения.

This report examines the features supported by operating vehicles with a turbocharger, the consequences of failure of the turbines and ways to solve them.

Key words: car, operation ,repair, turbocharger

По статистическим данным Республики Казахстан в  2009 году на подержанные авто приходилось более 80% из всех проданных легковых автомобилей,  в I полугодии 2010-го их доля снизилась до 60%. И даже при снижении количества завезенных автомобилей, доля «поддержанного» импорта велика.

Машины прибывают к нам со значительным пробегом.

Показаниям одометра доверять особо не стоит, так как его можно запросто «скрутить».

Таким образом, при покупке поддержанного может попасть как автомобиль, который требует минимальных вложений, или, наоборот, стоимость ремонта может быть сопоставима со стоимостью покупки нового авто. 

При эксплуатации автомобиля с пробегом возникают разные неприятности, при этом внешние признаки, такие как состояние кузова еще можно увидеть невооруженным взглядом, тогда как   главный показатель износа двигателя – состояние поршней, цилиндров и клапанов – нельзя выяснить, не разбирая двигатель без специального инструмента-эндоскопа. 

Износ двигателя часто определяется органолептическими методами, такими как возникновение сизого дыма или шум подшипников водяного насоса и генератора, как показателей солидного пробега.

Основные причинами появления сизого дыма могут быть: 
1.Залито масло, неподходящее по параметрам к данному двигателю.
2.Изношены сальники клапанов (маслоотражающие колпачки).
3.Изношены поршневые (маслосъемные) кольца.

4.Повреждение или износ внутренних поверхностей цилиндров (выработка), а также других внутренних деталей двигателя.

5.Высокое давление картерных газов либо вышла из строя турбина (компрессор).

Последнему придается значение в редких случаях.

Основная задача турбин – это повышение мощности двигателя автомобиля. При помощи нее можно значительно повысить мощность авто.

Работает турбина в тяжелых условиях, таких как высокие обороты и большая температура.

При турбонаддуве в качестве привода используется отработавший газ, который в обычном случае просто выбрасывается в атмосферу, без утилизации его энергии в полезную работу.

Вместо обычного подшипника используется масляная пленка, чтобы ее создать как раз и надо подать масло под давлением, потому что  ни один из подшипников не выдержит.

Турбина рассчитана  приблизительно на 300 тыс.км, таким образом, большинство машин приходят к нам с турбинами, уже выработавшими свой ресурс.

Состояние узла оценивается по наличию следов масла во впускном воздушном патрубке. Для этого нужно снять его с турбины и посмотреть внутрь. Следы масла на стенках говорят об износе подшипника скольжения, и как следствие заклинивание крыльчатки.

Нарушение  балансировки ротора приводит к износу подшипников скольжения вала турбины. В свою очередь это приводит к чрезмерному износу вала и крыльчаток турбины.

Заклинившая крыльчатка препятствует естественному удалению выхлопных газов, так как не даст качественно удалять выхлопные газы. Она не даст нормально наполнять цилиндры воздухом, будет препятствовать естественному удалению выхлопных газов и дело может закончиться прогаром выпускных клапанов.  Чрезмерный нагрев верхней части двигателя, как мы знаем из курса физики, ведет за собой расширение детали, в нашем случае - поршня.

Тепловой зазор между поршнем и гильзой будет уменьшен, и после продолжительной работы в таких условиях поршень будет иметь повреждения поверхности, при этом естественно будут повреждены и гильзы цилиндров.  Недостаточное заполнение цилиндра воздухом приведет к образованию смоляных отложений на поверхности стенок поршня, скопления сажи и смолы в канавках поршневых колец и, как правило, к залеганию (закоксовыванию) чаще верхнего, но может так случиться, что и всех компрессионных колец в поршне. Неправильная работа турбины может привести к разрывам гибких соединений подающих патрубков,  к разрушению интеркуллера.

Эксплуатация двигателя с такими повреждениями деталей долгое время приведет к удорожанию восстановительного ремонта.

Вариантов решения с изношенным турбокомпрессором может быть три: купить новый, отремонтировать старый (восстановить), либо сделать автомобиль «атмосферником».

Для восстановления  турбокомпрессора чаще всего используют некачественные и неоригинальные запчасти, так как мастерские, работающие в жестких условиях рынка пытаются снизить свои расходы на материалы, так как качественно восстановленный турбокомпрессор с оригинальными запчастями приближается к цене нового.

Использование восстановленного турбокомпрессора может привести  к серьёзным проблемам, таким как:

-  конфликт с системами управления двигателя;

-низкое значение потока/давления ухудшающие реакцию турбокомпрессора и общую производительность;

-повышение выхлоп CO2;

-перенасыщение топливом горючей смеси, приводящее к нагреванию до чрезмерно высоких температур, что может повредить как турбину, так и двигатель;

-высокие значение потока/давления, приводящие к превышению допустимой скорости вращения вала турбины, разрыву крыльчатки и повреждению двигателя;

- чрезмерный наддув двигателя вызывающий его физическое повреждение.

Переделка автомобиля - дорогое удовольствие, так как придется многое менять.

Таким образом, к эксплуатации «поддержанного» автомобиля с турбокомпрессором необходимо подходить очень серьезно и соблюдать несколько простых правил:

1. Своевременно заменять масло в двигателе;

2. После поездки, в течение минуты не глушить двигатель, дать ему поработать на холостых оборотах, чтобы подшипник на сильно разогретой турбине охладился.

 

Литература:

1.Титунин Б.А. Ремонт автомобилей.- М.: Агропромиздат. 1991,- 320 с.

2.Автомобильные двигатели с турбонаддувом М.: Машиностроение. 1991,-336 с.

3. Гюнтер Г. Диагностика дизельных двигателей.-М.: За рулем. 2004, 176 с.