Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Тарасенко В.А.

ПОКАЗАТЕЛИ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Восточно-Сибирский институт МВД России

 

Эта работа о роли специально разрабатываемых оценочных систем при оценке пожарной опасности объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта России.

Ключевые слова: экспертные оценки, показатели пожарной опасности.

Значительная роль при оценке пожарной опасности объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта России принадлежит специально разрабатываемым оценочным системам, которые должны включать такие важные составляющие как: перечень показателей, характеризующих объект принятия управленческого решения; оценку сравнительной важности показателей; шкалы для оценки объектов по показателям; формирование принципа выбора.

На пожарную опасность объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта России оказывают влияние многочисленные показатели, которые, с одной стороны, должны адекватно отражать степень достижения цели, а с другой - быть количественно измеримыми. В случае, когда показатели носят качественный характер, в задачу экспертов входит установка их количественных значений. Решение всех возникающих проблем исследования осуществлялась на основе материалов (статистических, экспертных, прогнозных и т.д.). В качестве примера была выбрана Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль.

В состав Восточно–Сибирской железной дороги входят -  Улан-Удэнская, Иркутская, Черемховская, Тайшетская, Вихоревская дистанции пути. Каждая из вышеперечисленных дистанций пути имеет определенные предприятия, обеспечивающие нормальное функционирование экономики региона. Основными  предприятиями, представляющими пожарную опасность на Восточно–Сибирской железной дороге являются: вагонное депо; деревообрабатывающий комбинат; дорожные электромеханические мастерские; комбинат железобетонных конструкций; дистанция гражданских сооружений;  путевая машинная станция; дистанция пути; щебеночный завод; локомотивное депо; шпалопропиточный завод.

Для того чтобы определить и оценить пожарную опасность системы ВСЖД, необходимо разделение показателей по двум направлениям: показатели пожарной опасности объектов, относящиеся к  железнодорожному транспорту и показатели пожарной опасности подвижного состава.

Все ниже перечисленные показатели выбраны для исследования по целому ряду существенных причин. Во-первых, они наблюдаемы, то есть имеется систематическая статистика, ежегодно формируемая соответствующими службами, во-вторых, именно эти факторы оказывают по-настоящему существенное влияние на пожарную опасность рассматриваемого объекта исследования, и в-третьих, выбор вышеизложенных показателей был основан на решениях высококвалифицированных экспертов.

В результате, изложенных выше требований, из предварительно отобранных 68 показателей, определяющих пожарную опасность объектов Восточно–Сибирской железной дороги, в качестве основных выбраны 8 относительных показателей, в частности: количество зданий, имеющих чердаки, количество зданий, имеющих подвалы, сумма поэтажных площадей, отнесенных по пожаровзрывоопасности к категории В, сумма поэтажных площадей, отнесенных по пожаровзрывоопасности к категории Г и Д, срок эксплуатации основного оборудования, максимальная численность людей в расчете на одно здание; количество зданий 1-2 степени огнестойкости, количество зданий 3 степени огнестойкости.

Подвижной состав железнодорожного транспорта так же характеризуется определенной пожарной опасностью.  В результате проведенных исследований выделены следующие  показатели пожарной опасности: максимальная численность людей в расчете на единицу пассажирского подвижного состава, максимальная численность людей в расчете на единицу грузового подвижного состава, средний  срок эксплуатации основного оборудования единицы подвижного состава, среднее количество перевозимых ЛВЖ И ГЖ в сутки, среднее количество перевозимого угля  в сутки, среднее количество перевозимых горючих газов  в сутки, среднее количество перевозимой древесины в сутки, среднее количество перевозимого хлора в сутки.

Немаловажным при определении комплексного показателя пожарной опасности как объектов, так и подвижного состава железнодорожного транспорта представляется напряженность обстановки с пожарами.

Аналогичным образом выделен целый ряд показателей напряженности обстановки с пожарами, в частности: количество пожаров в год на локомотивах, количество пожаров в год на пассажирских вагонах, количество пожаров в год на грузовых вагонах, количество пожаров в год на дизельных локомотивах, количество пожаров в год на электропоездах, количество пожаров, произошедших в результате короткого замыкания электропроводки, количество пожаров, произошедших в результате поджога, количество пожаров, произошедших в результате нарушения правил пожарной безопасности при проведении огневых работ, количество пожаров, произошедших в результате старения оборудования, количество пожаров, произошедших в результате нарушения режимов эксплуатации технологического оборудования, количество пожаров, произошедших в результате неосторожного обращения с огнем, количество пожаров, произошедших в результате искр статического электричества, количество погибших людей при пожарах, количество травмированных людей при пожарах.

Таким образом, на основе проведенных исследований с использованием экспертных оценок, определены основные группы показателей, которые можно применять в последующем для  расчета критерия пожарной опасности такой системы, как  Восточно–Сибирская железная дорога.