Тарасенко В.А.
ОЦЕНКА УДЕЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ НАГРУЗКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Восточно-Сибирский институт МВД России
Эта работа о оценке удельной пожарной нагрузки перевозимых грузов по железной дороге.
Ключевые слова: удельная пожарная нагрузка, чрезвычайные ситуации.
Железнодорожный транспорт по своей специфике представляет значительную опасность чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. Опасность подвижного состава определяется в большей степени видом и характеристикой перевозимых грузов и состоянием противопожарной защиты. Так же большой процент от перевозок на железной дороге приходится на пассажирские перевозки. Пассажирский подвижной состав включает в себя от 8 до 15 пассажирских вагонов, в которых перевозятся до 760 пассажиров.
Одним из основных показателей характеристики опасности чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на железнодорожном транспорте, является оценка удельной пожарной нагрузки перевозимых грузов, (табл.1). В таблице приняты следующие условные обозначения:
- ЦМВ – цельнометаллический грузовой вагон;
- ЦП – цельнометаллический полувагон
Зная технологический паспорт железнодорожного состава, применяя теоретические значения таблицы, можно дать оценку риска чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, на железнодорожном составе в любой точке при транспортировке груза.
Таблица 1
Пожарная нагрузка грузового подвижного состава
Наименование подвижного состава |
Грузоподъемность, тонн |
Удельная пожарная нагрузка с грузом, кг*м-2 |
Грузовые вагоны: - крытые деревянные V=90 м3; - то же V=106 м3; - то же V=120 м3; - крытые ЦМВ |
65 65 65 65 |
140-850 140-900 150-1000 140-1510
|
Платформы: - с деревянными бортами; - контейнеровозы |
65 60 |
140-1050 150-1100
|
Цистерны с ЛВЖ и ГЖ: - V=50 м3; - V=120 м3; - для сжиженных газов |
60 120 41,8 |
1400-1600 2000 100-1300 |
Полувагоны: - деревянные; - ЦП четырехосные; - ЦП шестиосные |
65 65 95 |
150-1500 150-1000 170-1200 |
Рефрижераторные вагоны |
65 |
900 |
Анализируя данные таблицы, можно заключить, что подвижной состав железнодорожного транспорта имеет значительную пожарную нагрузку.
Чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами в грузовых вагонах, характеризуются значительным материальным ущербом, высокой скоростью горения, вероятностью загазованности прилегающей к горящему составу территории токсичными и ядовитыми газами. Выполненные исследования позволяют сделать вывод, что в общей железнодорожной системе Российской Федерации наибольший процент от случаев ЧС, связанных с пожарами, приходится на грузовой подвижной состав.