Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 338.24

Е.В. Березина, А.Н. Соколова, Н.Б. Пашина, А.Е. Пророков

ПРЕДПОСЫЛКИ К ФОРМИРОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ГОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Новомосковский институт (филиал), Новомосковск, Россия

 

Энергосбережение из популярного лозунга постепенно превращается в насущную необходимость. Недостаток электрических мощностей и природного газа в периоды сильных похолоданий, глобальное изменение климата, рост доли всех видов энергоресурсов в структуре затрат любой компании диктуют необходимость разработки программ энергосбережения в каждом муниципальном образовании, а также достижение эффекта взаимосвязи и взаимодополнения действий всех уровней власти при реализации этих программ.

Ключевые слова: энергосбережение, муниципальные программы в области энергосбережения, государственная политика.

Power savings from the popular slogan gradually turns to an absolute must. The lack of electric capacities and natural gas during the periods of strong cold snaps, global change of a climate, growth of a share of all kinds of power resources in structure of expenses of any company dictate necessity of working out of programs энергосбережения in each municipal union, and also achievement of effect of interrelation and addition actions of all levels of the power at realisation of these programs.

Keywords: power savings, municipal programs in area power savings, a state policy.

На данный момент топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов экономики. Он активно влияет на состояние и перспективы развития экономики: на его долю приходится 26% ВВП, около 30 % объема промышленного производства, 25% налоговых доходов консолидированного бюджета и 60% валютных поступлений в страну. Поэтому целью энергетической политики страны является максимально эффективное использование потенциала энергетического сектора и топливно-энергетических ресурсов для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

До определенного периода в России отсутствовала государственная политика в области энергосбережения, в то же время некоторые ее элементы развиваются весьма успешно. Например, значительный эффект дало ужесточение требований при новом строительстве жилых и общественных зданий. Также стимулируют процесс энергосбережения: рост стоимости энергоресурсов; значительная доля частного бизнеса заинтересованного в экономии; доступность передового зарубежного опыта и технологий, повышение качества продукции российских производителей; повышение качества и количества приборов учета энергоресурсов, весьма значительная автоматизация процессов энергопотребления; повышение качества эксплуатации жилого фонда в крупных городах; либерализация рынка электроэнергетики; введение платы за подключение к централизованным системам энергоснабжения, стимулирующей застройщиков к применению энергоэффективных технологий.

В тоже время к тормозящим процесс факторам можно отнести следующие: изношенность энергетической инфраструктуры во всех элементах (генерация, транспорт, потребление); массовое использование технологий и оборудования уровня 50-60 годов прошлого века; прекращение государственного финансирования НИОКР в области энергоэффективности; отсутствие независимых ресурсных испытаний широко рекламируемых технологий; ослабление директивных методов управления без компенсации методами управления стимулами; энергосбережение не превратилось в выгодный бизнес; центры энергосбережения, создаваемые для управления региональными программами, не выполнили свою роль; крах всех государственных программ по энергосбережению.

Фактически последнее обстоятельства «спровоцировали» разработку и реализацию целого ряда организационных централизованных мер в РФ. Энергетическая стратегия России до 2020 г. предусматривает повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития.

В то же время экономика России носит энергорасточительный характер. Только прямые потери топливно-энергетических ресурсов достигают 25-30%, потребление энергоресурсов превышает аналогичные показатели индустриально развитых стран в промышленности в 3 раза, в ЖКХ – в 3,5 раза, что, сказывается и на конкурентоспособности отечественной продукции.

Одна из задач власти сегодня - это создание эффективной системы законодательного, нормативного, методологического и программного обеспечения энергосбережения на каждом уровне. В дальнейшем задача органов власти федерального, регионального и муниципального уровня - это организация управления программами и взаимодействие субъектов программ соответствующего уровня.

Цели повышения энергоэффективности совпадают и с другими целями муниципальных образований таких как экологии, задач повышения экономичности систем энергоснабжения и др. Вредные выбросы (в том числе парниковые газы) в городах, связаны в значительной мере с энергетическими источниками, использующими ископаемое топливо, соответственно меньшее потребление топлива, уменьшает выбросы и улучшает экологическую обстановку поселений. Задача повышения экономической эффективности процессов производства, транспорта, потребления энергоресурсов напрямую связана с задачей уменьшения потерь и снижения расхода топлива (составляющего значительную часть в структуре затрат энергоснабжающих предприятий), и при росте стоимости топлива будет все более актуальна. Конкуренция в дальнейшем будет нарастать. Неэффективное потребление энергоресурсов будет приводить к дополнительным издержкам, к росту стоимости подключения к инфраструктуре. Потребители, имея возможность выбирать, будут отключаться от дорогой инфраструктуры. Повышение энергоэффективности и, как следствие снижение издержек, должно стать основной задачей энергоснабжающих предприятий.

Вопреки устоявшемуся мнению снижение отпуска энергии в результате энергосбережения у потребителя, может быть выгодно энергоснабжающему предприятию. Снижение потребления и, соответственно, отпуска энергии приводит и к снижению дополнительных затрат у энергоснабжающего предприятия. При правильной структуре цены на отпускаемую энергию, поставщик сам будет заинтересован в энергосбережении в конечном потреблении. Снижение потребления позволяет обеспечивать подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры и снимает проблемы выделения земельных участков под новое строительство, отчуждения санитарно-защитных зон и т.д., что в целом положительно сказывается на градостроительном развитии. Решение задач повышения энергоэффективности на сегодняшнем этапе, когда существует большой резерв малозатратных мероприятий, совпадает с большинством стратегических целей государства, хозяйствующих субъектов.

В то же время в большинстве программ в области энергосбережения все сводится к тому, что задачи трудные; поэтому они должны решаться при комплексной поддержке государства, и государство в программах становится главным исполнителем всех мероприятий по энергосбережению. Это в корне неверно, т.к. федеральная власть не может дойди до каждой энергоснабжающей организации и каждого потребителя, и создать для них персонифицированную систему стимулов, учитывающую все местные особенности, менталитет, квалификацию, уровень доходов и т.д., это можно сделать только в местных программах. А цель программы энергосбережения - это вовсе не тотальный контроль государства. С другой стороны, можно обосновать необходимость участия государства в энергосбережении на всех уровнях, ведь центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели, отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения.

Возможно, проводить системный анализ по отраслевому принципу или территориальному. Опыт показывает, что отраслевые программы практически не работают. В территориальном образовании существуют сложившиеся связи, общие энергоснабжающие организации, общая местная власть, энергоресурсы, особенности застройки и т.п. Там сложилась своя структура производства и потребления, своя система отношений, и неверно выделять из нее предприятия по отраслевому принципу. При рыночной экономике отраслевая специфика влияет лишь на выбор конкретной технологии, учет особенностей в потреблении энергоресурсов, но не на принципы организации энергосбережения. Эти задачи должны решаться на местном уровне с методической, нормативной поддержкой государства.

Для небольших и близко расположенных поселений межпоселенческие связи очень важны. Необходимо в таком случае стремиться к общим программам энергосбережения. И программно-целевой метод как раз и позволяет решать проблемы, которые по отдельности субъекты решить не в состоянии, посредством общей координации, создания общих рабочих групп. Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию "стоимость-эффективность" более высокий, чем при обычном "затратном" планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения и реализации новых знаний и ресурсов, создается дополнительный "программный продукт" для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о целесообразности разработки «вертикали» программ от федерального до муниципального уровня, которые становятся между собой взаимодополняющими и взаимозависимыми.