Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Маринец И.Н.

СУЩНОСТЬ И СВОЙСТВА ИННОВАЦИЙ

ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»,

 

The analysis of approaches to concept definition «аn innovation» is made. On the basis of it the treatment of this category is specified, and properties of an innovation are allocated.

Keywords: innovation, properties of innovation.

Выполнен анализ подходов к определению понятия «инновация», на основе чего уточнена трактовка данной категории, и выделены свойства инновации.

Ключевые слова: инновация, новшество, свойства инновации.

Обоснование тех или иных теоретических положений, концепций базируется на использовании четко определенного, логически выверенного понятийного аппарата. Однако, как отмечают многие исследователи, теория инноваций отличается неоднозначностью и противоречивостью определений.

Инновация (innovation (англ.)) означает «введение новаций», новшеств.

Родоначальник инноватики Й. Шумпетер трактовал инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [1].

Большинство теоретиков и практи­ков в области управления придерживаются понятия инновации, данного в «Руководстве Фраскати» и «Руководстве Осло». Первый документ представля­ет собой рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях, разработанные группой экспертов по науке и инновациям Организации экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР). Он был принят в итальянском городе Фраскати в 1963 г. Второй документ был принят в г. Осло в 1992 г. и представляет собой методику сбора данных о технологических инновациях. Понятие «инновация», принятое в этих документах, взято за основу и при выра­ботке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране. Ссылаясь на него, отечественные исследователи приводят следующее определение: инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершен­ствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности [2, с. 9].

Большинство ученых  разграничивают понятия «новшество (новация)» и «нововведение (инновация)». Под новшеством понимают новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление [3, c. 13]. Новшество – это потенциальная инновация, новое решение до его коммерциализации (внедрения) [4, с. 20].

Инновация - первое практическое применение нового научно-технического (технологического), организационно-экономического, производственного или иного решения [4, с. 19].

Можно выделить следующие подходы к определению инновации:

- инновация как процесс [5, 6, 7],

- инновация как результат [8, 9, 10],

- инновация как изменение [11, 12];

- инновация как практическое применение новшества [4, 13].

Л.А. Баев и В.Э. Шугуров выделяют пять подходов к определению инновации: объектный, процессный, объектно-утилитарный, процессно- утилитарный, процессно-финансовый [14]. В соответствии с объектным подходом, в качестве инновации выступает результат НТП – новая техника и технология. Согласно объектно-утилитарному  - инновация характеризуется как новая потребительная стоимость, произведенная на основе внедрения новых научно-технических достижений (доминирует утилитарная функция нововведения – способность удовлетворять потребности общества с более высоким полезным эффектом). В рамках процессно-утилитарного подхода инновация трактуется как целостный процесс создания, распространения и использования нового практического средства. С позиции процессно-финансового подхода, инновация – процесс инвестирования в новации.

Рассмотрим указанные подходы. По нашему мнению, представляя инновацию как процесс, исследователи отождествляют понятия «инновация» и «инновационный процесс», в то время как категория «инновационный процесс» активно используется в научной литературе, в том числе и авторами, придерживающимися такого подхода. Это не способствует формированию точного и  однозначного понятийного аппарата теории инноваций.

При определении инновации как изменения возможно двоякое понимание этой категории. Во-первых, изменение может трактоваться как процесс перехода системы из одного состояния в другое, во-вторых, как результат такого перехода, то есть новое качественное состояние системы. В первом случае такой подход можно отождествить с процессным. Во втором – трактовку можно считать нечеткой, так как упускается из вида источник нового состояния системы – новая идея, техническое решение и т.п. (новация). В то же время нельзя не согласиться с С.Д. Ильенковой в том, что «специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения» [15, с. 9]

Определение инновации как практического применения новшества, несмотря на то, что позволяет разграничить понятия «новация» и «инновация», не дает возможности четко идентифицировать эту категорию, так как применение может пониматься в качестве и результата, и процесса.

Выделяемый Л.А. Баевым и В.Э. Шугуровым процессно-финансовый подход также неприемлем, не только потому, что определение инновации как процесса нецелесообразно, как было показано ранее, но и в связи с тем, что инвестирование является лишь частью инновационного процесса и не может в полной мере характеризовать его сущность.

Ряд авторов, раскрывая сущность инновации, указывают на ее способность удовлетворять потребности или социально-экономическую полезность [5, 8, 9,  10, 13, 16], то есть утилитарную функцию. На наш взгляд, это важный признак инновации, отражающий ее экономическое содержание. И.В. Афонин справедливо отмечает вероятностный характер получения социально-экономической полезности, так как инновационным процессам свойственен высокий уровень неопределенности. Определение, данное Р.А. Фатхутдиновым, конкретизирует возможные виды эффекта от использования нововведений: экономического, социального, экологического, научно-технического или другого. При этом необходимо отметить неоправданную ограниченность подходов к пониманию категории «инновация», выделяющих лишь способность к удовлетворению имеющегося рыночного спроса и коммерческую реализуемость нововведения [6]. В соответствии с ними, инновации признаются таковыми, только если они носят коммерческий характер.

В некоторых определениях [2, 8] содержится указание на творческую деятельность как источник новшеств. Некоторые авторы (например, Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов) несправедливо сужают сферу появления новаций до рамок научно-технической деятельности, в то время как известно множество примеров инноваций, созданных в результате практической реализации идей, не связанных с фундаментальными исследованиями или НИОКР. Особенно это характерно для маркетинговых и организационных нововведений. Сужение таким образом источников новаций ограничивает возможности использования инновационного потенциала организаций.

А.И. Пригожин указывает, что инновация «вносит в среду внедрения (организацию, поселение, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы» [11, с. 770]. То есть новый товар, услуга или технология не должны носить разовый, единичный характер, чтобы считаться инновацией. Например, новая картина – результат творческого труда художника, обладает новизной, может удовлетворять определенные эстетические потребности, но не может быть признана инновацией. Изменение процедуры обслуживания клиентов организации на время ремонта помещения может предполагать внесение определенных новшеств в технологию предоставления услуг, но временный характер этих преобразований не позволяет определить их как инновацию.

П.Н. Завлин [8] отмечает, что применение инноваций требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. По нашему мнению, это важное свойство инноваций, обусловливающее необходимость специфических подходов к управлению социально-экономической системой в процессе их освоения.

Таким образом, можно выделить следующие свойства инновации.

1. Источник инноваций – результаты творческой деятельности людей.

2. Новизна (как минимум для принимающей организации).

3. Практическое (производственное) применение.

4. Способность удовлетворять определенные потребности.

5. Относительная стабильность результатов изменений или их тиражируемость.

6. Необходимость изменения привычных стереотипов деятельности и навыков отдельных лиц или организаций.

7. Как следствие новизны, наличие неопределенности при прогнозировании результатов внедрения, использования и распространения инновации, как для ее создателя (производителя), так и для потребителя и общества в целом.

Резюмируя вышесказанное, инновацию можно определить как результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершен­ствованной продукции, либо технологии, используемых на практике с целью получения экономического, социального или экологического эффекта.

 

Литература:

1.       Шумпетер, Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, процента и цикла конъюнктуры / Й. Шумпетер; пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко. – М.: Прогресс, 1982. – 456 с.

2.       Инновационный менеджмент: Учебник. / А. В. Сурин, О. П. Молчанова – М.: ИНФРА-М, 2008 – 368 с.

3.       Ермасов, С.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. / С.В. Ермасов,  Н.Б. Ермасова – М.: Высшее образование, 2007. – 505 с.

4.       Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003. – 528 с.

5.       Санто, Б. Инновация как средство экономического развития / Б.Санто: Пер. с венг. с изм. и доп. автора; общ. ред. и вступ. от Б.В. Сазонова. – М.: Прогресс, 1990. – 296 с.

6.       Теория инновационной экономики: учебник / под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 376 с.

7. Кузнецов, Б.Т. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студентоввузов, обучающихся по экономическим специальностям / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 367 с.

8.       Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-/ изд. перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 518 с.

9.       Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.

10.  Лапицкая, Л.В. Теория инновационного менеджмента: анализ и уточнение понятийного аппарата / Л.В. Лапицкая, П.В. Зобов // Инновации. – 2008. - № 8 (118). – С. 96-99.

11.  Пригожин, А. И. Методы развития организаций. / А. И. Пригожин – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.

12.  Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. /             О. М. Хотяшева – СПб.: Питер, 2005. – 318 с.

13.  Румянцев, А.А. Менеджмент инновации. Как научную разработку довести до инновации: учеб. пособие // А.А. Румянцев. – СПб.: Бизнес-пресса, 2007. – 200 с.

14.  Баев, Л.А. Системный подход к определению инновации / Л.А. Баев, Э.В.  Шугуров // Современные технологии в социально-экономических системах. – Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1995. – С. 34-37.

15.  Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / под ред. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 335 с.

16.  Афонин, И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций: учебное пособие / И.В. Афонин. – М.: Гардарики, 2006. – 301 с.