Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Кириллова Е.В.

приоритетные направления в развитии системы транспортных коммуникаций Европейского Союза 

Одесский национальный морской университет

 

This work is about priority directions in development of transport system of EU.

Keywords: Trans-European transport network, Trans-European transport axes, Pan-European transport zones.

Эта работа о приоритетных направлениях в развитии транспортной системы ЕС.

Ключевые слова: трансъевропейская транспортная сеть, трансъевропейские транспортные оси, панъевропейские транспортные зоны

В Европе создание различных межгосударственных объединений повлекло за собой глубинную интеграцию транспортных систем (ТС) стран ЕС и сопредельных государств, а также необходимость выработки новой общеевропейской транспортной политики. Эта политика получила быстрое признание и была организационно оформлена в документах транспортных органов стран ЕС, воплотившихся: вначале в систему трансъевропейских транспортных осей (декларация Комитета министров транспорта стран ЕС, 1983 г.); затем в систему интермодальных транспортных мостов (ТМ) (1-я Общеевропейская конференция по транспорту. Прага, 1991 г.); и, наконец, в систему международных транспортных коридоров (МТК) (или панъевропейских транспортных коридоров) (2-я Общеевропейская конференция по транспорту. Греция, о. Крит, 1994 г.).

Выгодное геополитическое положение Украины, вступление в международные транспортные организации и структуры, ратификация ряда международных соглашений, конвенций и других документов по вопросам ТС и перевозок способствовали началу интеграции украинского транспортно-дорожного комплекса в Европейскую ТС и систему Евроазиатских МТК [1, 2]. Через территорию Украины проходит ряд транспортных коридоров (ТК): критские МТК (№ 3, 5, 7, 9); МТК «Гданьск – Одесса»; МТК «Европа – Азия»; «Евроазиатский» МТК; МТК «Черноморское Экономическое Сотрудничество» (ЧЭС).

Не так давно политическая карта ЕС изменилась. В его состав вошли: 10 новых государств (EU-25) - в 2004 г.; 2 новых государства (EU-27) - в 2007 г. В результате некоторые зарубежные участки МТК оказались внутри новых границ ЕС. Расширение ЕС фактически обусловило завершение геополитического действия всех решений панъевропейских транспортных конференций, которыми были определены задачи развития и функционирования транспортных коммуникаций ЕС с сопредельными государствами. Возникла необходимость пересмотра прежней концепции определения МТК и мер по их развитию. В результате при участии ряда международных организаций было принято решение о создании в новых границах ЕС трансъевропейской транспортной сети (TEN-Т), включающей все виды транспорта. Первый этап плана охватывает период до 2020 г., второй - после 2020 г. Две трети существующих панъевропейских ТК уже стали частью TEN-T. Сегодня процесс пересмотра существующей системы МТК и определение приоритетных проектов в рамках новой транспортной стратегии расширенного ЕС продолжается.

В 2004 г. после семинара министров транспорта ЕС (Испания), Комиссией ЕС было принято решение о создании объединенной рабочей Группы Высокого Уровня по разработке планов продления главных трансъевропейских транспортных осей (ТО) в сопредельные страны и регионы. В эту группу вошли представители: 25 стран-членов ЕС; 28 сопредельных государств; Европейского Банка Реконструкции и Развития; Европейского Инвестиционного и Мирового Банков. В результате их работы был выработан, принят и в ноябре 2005 г. обнародован проект «Транспортные сети для мира и развития. Развитие основных трансъевропейских транспортных осей в направлении соседних стран и регионов». Этот документ сегодня является основным для ведения транспортной политики по отношению к странам и регионам, соседствующим с ЕС. Вышеназванный документ определяет 5 основных трансъевропейских ТО, соединяющих ЕС с соседними государствами: ось «Морские автострады», соединяющие Атлантический океан, Балтийское, Средиземное и Черное моря, а также ветку через Суэцкий канал к Красному морю и далее к Тихому океану; «Северная ось» связывает северную часть ЕС с Норвегией с одной стороны, с Белоруссией и Россией - с другой. В рамках этой оси также предполагается связать регион Баренцева моря: Норвегию через Швецию и Финляндию с Россией. Кроме того, планируется развитие нескольких ТК, которые в документе называются не «коридорами», а «мультимодальными маршрутами»; «Центральная ось» соединяет центр ЕС с Украиной и Черным морем, направлена в сторону Средней Азии и Кавказа. В проект входят маршруты, нацеленные на Транссибирскую магистраль, Каспийское и Балтийское моря; «Юго-Западная ось» соединяет юго-запад ЕС со Швейцарией и Марокко с последующим выходом на Алжир, Тунис, Египет; «Юго-Восточная ось» связывает ЕС через Балканы и Турцию с Кавказом, Каспийским морем, а также с Египтом и Красным морем. Данное направление предполагает развитие маршрутов в направлении России, Ирана, Ирака и стран Персидского залива.

В проекте также определены приоритетные панъевропейские транспортные зоны (ТЗ): Баренцовая Евроарктическая ТЗ - охватывает северные области Швеции, Финляндии и Норвегии, а также северо-западную часть Российскй Федерации (Мурманскую, Архангельскую области, Республику Карелию и Ямало-Ненецкий автономный округ); Черноморская ТЗ охватывает страны побережья Черного моря - Украину, Турцию, Грузию, Россию, Румынию, Болгарию, часть Греции и Молдову (статус наблюдателей имеют Армения и Азербайджан). Черноморская ТЗ обеспечивает пространственно-территориальные связи причерноморских государств через панъевропейские ТК и Средиземноморскую ТЗ на западе с западноевропейскими странами и через Кавказский перешеек коридором TRACECA с Центральной Азией; Концепция Адриатико-Ионической морской ТЗ была разработана с целью развития транспортной инфраструктуры стран побережья Адриатического и Ионического морей (Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Греции, Италии, Словении, Сербии, Черногории). Рассматривается концепция создания Адриатико-Ионической магистрали (так называемого Далматского ТК, или Ионическо-Далматской магистрали) как дополнение к существующим панъевропейским ТК в регионе восточного побережья Адриатического и Ионического морей; Средиземноморская ТЗ по площади является наибольшей и включает страны побережья Средиземного моря.

Таким образом, сегодня ЕС целенаправленно идет по пути создания единой транспортной инфраструктуры. С этой целью на новом этапе развития объединенной Европы определены приоритетные панъевропейские ТЗ и стратегически важные трансевропейские ТО на направлениях наиболее интенсивных международных перевозок грузов между ЕС и соседними странами. Украина принимает участие в некоторых из этих проектов. В частности это касается Центральной и Юго-Восточной трансъевропейских ТО, оси «Морские автострады», а также Черноморской ТЗ. Таким образом, геополитическая позиция Украины позволяет рассматривать её территорию в качестве региональной европейской транспортно-коммуникационной зоны, в том числе и в рамках реализации проекта «Транспортные сети для мира и развития…».

 

Литература:

  1. Международные транспортные коридоры Украины: сети и моделирование: Монография. В 2 т. / А.А. Бакаев, С.И. Пирожков, С.Л. Ревенко, Л.А. Бакаев, Ю.А. Кутах.-К.: КУЭТТ, 2003.-Т. 1.-518 с.,-Т. 2.-622 с.
  2. Тертышкник Ю. Traceca: пути становления // Порты Украины. - 2001. - № 1.
  3. Станков Ю. Транспортные оси Евросоюза // BlackSeaLines. - 2006.-№ 3.