Кириллова Е.В.
приоритетные направления в развитии системы транспортных коммуникаций Европейского Союза
Одесский национальный морской университет
This work is about priority directions in development of transport system of EU.
Keywords: Trans-European transport network, Trans-European transport axes, Pan-European transport zones.
Эта работа о приоритетных направлениях в развитии транспортной системы ЕС.
Ключевые слова: трансъевропейская транспортная сеть, трансъевропейские транспортные оси, панъевропейские транспортные зоны
В Европе создание различных межгосударственных объединений повлекло за собой глубинную интеграцию транспортных систем (ТС) стран ЕС и сопредельных государств, а также необходимость выработки новой общеевропейской транспортной политики. Эта политика получила быстрое признание и была организационно оформлена в документах транспортных органов стран ЕС, воплотившихся: вначале в систему трансъевропейских транспортных осей (декларация Комитета министров транспорта стран ЕС,
Выгодное геополитическое положение Украины, вступление в международные транспортные организации и структуры, ратификация ряда международных соглашений, конвенций и других документов по вопросам ТС и перевозок способствовали началу интеграции украинского транспортно-дорожного комплекса в Европейскую ТС и систему Евроазиатских МТК [1, 2]. Через территорию Украины проходит ряд транспортных коридоров (ТК): критские МТК (№ 3, 5, 7, 9); МТК «Гданьск – Одесса»; МТК «Европа – Азия»; «Евроазиатский» МТК; МТК «Черноморское Экономическое Сотрудничество» (ЧЭС).
Не так давно политическая карта ЕС изменилась. В его состав вошли: 10 новых государств (EU-25) - в
В
В проекте также определены приоритетные панъевропейские транспортные зоны (ТЗ): Баренцовая Евроарктическая ТЗ - охватывает северные области Швеции, Финляндии и Норвегии, а также северо-западную часть Российскй Федерации (Мурманскую, Архангельскую области, Республику Карелию и Ямало-Ненецкий автономный округ); Черноморская ТЗ охватывает страны побережья Черного моря - Украину, Турцию, Грузию, Россию, Румынию, Болгарию, часть Греции и Молдову (статус наблюдателей имеют Армения и Азербайджан). Черноморская ТЗ обеспечивает пространственно-территориальные связи причерноморских государств через панъевропейские ТК и Средиземноморскую ТЗ на западе с западноевропейскими странами и через Кавказский перешеек коридором TRACECA с Центральной Азией; Концепция Адриатико-Ионической морской ТЗ была разработана с целью развития транспортной инфраструктуры стран побережья Адриатического и Ионического морей (Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Греции, Италии, Словении, Сербии, Черногории). Рассматривается концепция создания Адриатико-Ионической магистрали (так называемого Далматского ТК, или Ионическо-Далматской магистрали) как дополнение к существующим панъевропейским ТК в регионе восточного побережья Адриатического и Ионического морей; Средиземноморская ТЗ по площади является наибольшей и включает страны побережья Средиземного моря.
Таким образом, сегодня ЕС целенаправленно идет по пути создания единой транспортной инфраструктуры. С этой целью на новом этапе развития объединенной Европы определены приоритетные панъевропейские ТЗ и стратегически важные трансевропейские ТО на направлениях наиболее интенсивных международных перевозок грузов между ЕС и соседними странами. Украина принимает участие в некоторых из этих проектов. В частности это касается Центральной и Юго-Восточной трансъевропейских ТО, оси «Морские автострады», а также Черноморской ТЗ. Таким образом, геополитическая позиция Украины позволяет рассматривать её территорию в качестве региональной европейской транспортно-коммуникационной зоны, в том числе и в рамках реализации проекта «Транспортные сети для мира и развития…».
Литература:
-
Международные транспортные коридоры Украины: сети и моделирование: Монография. В 2 т. / А.А. Бакаев, С.И. Пирожков, С.Л. Ревенко, Л.А. Бакаев, Ю.А. Кутах.-К.: КУЭТТ, 2003.-Т. 1.-518 с.,-Т. 2.-622 с.
-
Тертышкник Ю. Traceca: пути становления // Порты Украины. - 2001. - № 1.
-
Станков Ю. Транспортные оси Евросоюза // BlackSeaLines. - 2006.-№ 3.