Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Зуева М.В., Фролов И.И.

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЯХТСМЕНОВ

Таганрогский технологический институт Южного федерального университета

 

This research  about the methods sailors special training.

Keywords: yacht, sail, lavirovka, full course.

Эта работа о методике специальной подготовки яхтсменов.

Ключевые слова: яхта, парус, лавировка, полный курс.

Предлагаемая нами методика направлена на совершенствование техники управления парусным судном. Мы посчитали целесообразным условно разделить всю гонку на отдельные составляющие (старт, лавировка, полные курсы, повороты и огибание знаков). Основной принцип обучения – от простого к сложному. В связи с этим тренировочная работа проводилась поэтапно, с последующим объединением всех составляющих в тренировочную гонку. Рассмотрим такие составляющие, как лавировка и полные курсы.

Очень важно при лавировке правильно рассчитать момент последнего поворота, чтобы точно выйти на верхний знак. Для отработки этого маневра на расстоянии 100-200 м от стартовой линии против ветра выставлялся знак. Спортсмены делились на две группы. Одна группа проходила дистанцию левой стороной, другая – правой. Затем наоборот. После старта спортсмены должны выйти на этот знак, выполнив всего два поворота оверштаг. При этом учитывалось время выхода на знак, чтобы избежать сознательного затягивания первого галса (для выхода на знак «с запасом») и порядок его огибания. Усложнение задания осуществлялось за счет изменения от старта к старту положения поворотного знака. С этой целью после стартового сигнала тренерский катер перемещался против ветра и становился на якорь или дрейфовал по ветру. Затем ставилась задача выхода на знак за 5 поворотов левым (правым) галсом.

На лавировке и полных курсах очень важна способность яхтсмена к качественной настройке яхты на максимальную скорость и поддержании ее в оптимальном состоянии при постоянно меняющихся погодных условиях. Для совершенствования этой способности, называемой  «чувством руля»,  использовалось следующее упражнение. Выставлялись два знака на расстоянии 100 м друг от друга. Спортсмены получали задание точно пройти от знака к знаку. Задание постепенно усложнялось. Сначала разрешалось время от времени проверять правильность курса взглядом на один из знаков. Затем следовало ориентироваться  только по давлению румпеля на руку и по видимому горизонту правого (левого) берега. Далее управления яхтой осуществлялось с поворотом головы назад и при полном выключении зрительного контроля. Место выставления одного из знаков изменялось так, чтобы упражнение можно было выполнять на разных курсах дистанции. Качество выполнения упражнения оценивалось по величине расстояния, на которое яхта отклонилась от заданного курса на знак.

С целью уточнения центровки яхты спортсмены получали следующее задание. Выставлялась мини-дистанция (расстояние между знаками 100 м). После старта управление яхтой осуществлялось без руля, варьируя натяжением шкотов и креном судна. Спортсменам давались следующие рекомендации: если судно идет на увал, следует подобрать шкоты и закренить его под ветер; при приведении яхты следует ее выровнять и потравить шкоты.

Для совершенствования работы в условиях глиссирования и тренировки умения проходить волну, выставлялся стартовый створ, спортсмены стартовали один за другим через 30 секунд. Курс бакштаг. После старта катер перемещался на расстояние 500 м, становился на якорь и служил знаком. После огибания катера, яхты сменяли галс и снова ложились на курс бакштаг, а катер перемещался еще на 500 м. Задание: поймать гребень волны и, работая парусами, рулем и, создавая нужный кренящий момент, удержаться на нем как можно дольше с целью обогнать впереди идущего соперника и не дать обогнать себя идущим сзади.