Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 551+33С

Мишнина Е.И., Мишнин М.Н.

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Рязанский государственный университет имени С.А.  Есенина

 

Рассматривается проблема создания комплексного урбомониторинга и планирование городской среды. Анализ концепции и структуры экологического паспорта, мер повышения качества урбанизированной территории.

Ключевые слова: урбанизированная территория, мониторинг, антропогенное воздействие, экологическая безопасность, экологический паспорт.

We consider the problem of creating integrated urban monitoring and planning the urban environment. Analysis of the concept and structure of ecological passport, measures to improve the quality of the urban area.

Keywords: urban areas, monitoring, human impact, environmental security, ecological passports.

Исследование параметров городской среды дает выход в область социально-экономических отношений, следовательно, решение вопроса ее формирования,  развития, контроля и поддержания на оптимальном уровне является одним из важнейших  этапов на пути к устойчивому развитию. Большинство  вносимых предложений по контролю параметров городской среды касаются  природно-экологического мониторинга. Для оптимизации природопользования в микроэкономической системе города, как фактора оздоровления культурной и социальной среды,  должно осуществляться исполнение правовых актов специального назначения. Необходимо привести в действие экономические механизмы: платность использования ресурсов и загрязнения окружающей среды [2]. В городах существуют следующие виды экономического стимулирования:

-  средства на природоохранные мероприятия, засчитанные в счет платежей за загрязнение;

-  освобождение от платы бюджетных организаций;

-  снижение платы за обслуживание населения;

Несмотря на наличие нормативной базы по экологической безопасности и системы Государственных структур проблемы экологической безопасности страны продолжают расти. Одна из причин такого положения – слабая разработка теоретических и прикладных аспектов проблемы экологической безопасности в микроэкономических системах. Для того чтобы выделить антропогенные изменения на фоне естественных, возникает необходимость в организации специальных наблюдений за изменением состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности [4]. Мониторинг включает следующие основные направления деятельности:

-  наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую природную среду и за состоянием среды;

-  оценку фактического состояния природной среды;

-  прогноз состояния окружающей природной среды;

Концепция системы эколого-техногенного мониторинга микроэкономической системы урбанизированной территории  должна включать в себя следующие организационные подсистемы:

-  создание эколого-информационной сети по сбору и систематической обработке информационных данных о степени загрязненности окружающей природной среды урбанизированной территории (с районированием особо сложных в экологическом плане мест);

-  оценка и ранжирование урбанизированной территории по степени экологической безопасности, определение антропогенной нагрузки на отдельные виды природных ресурсов или в целом на экосистемы территории;

-  выработка превентивных мер экологической безопасности в зависимости от результатов ранжирования территории;

-  контроль исполнения природоохранных мероприятий и мер экологической безопасности в соответствии с экологической ситуацией, наблюдаемой на территории [1]. Эколого-техногенный мониторинг отходов производства и потребления должен включать в себя следующие этапы:

-  учет образования и использования промышленных отходов на предприятиях;

-  контроль  соблюдения лимитов и условий размещения отходов;

-  контроль  трансграничной перевозки отходов и соблюдения требований экологической безопасности;

Реализации упомянутых этапов должна предшествовать работа по созданию информационно-аналитической системы, включающей следующие банки данных:

-  образования и использования отходов;

-  экологический аудит и лицензирование, оценка несанкционированных мест размещения;

-  экологическое страхование;

-  нормативно-методической документации по организации экологического контроля на городской территории за обращение с отходами и прогнозирование экологических последствий обращения с отходами [1];

Достаточно полную характеристику экологической опасности того или иного промышленного объекта можно отразить в экологическом паспорте микроэкономической системы. Представляется целесообразным иметь на урбанизированной территории несколько типов экологических паспортов, которые были бы нацелены на решение следующих природоохранных задач:

-  оценка степени экологической опасности предприятия и возможности возникновения экстремальной экологической ситуации;

-  учет техногенного влияния проектируемого или действующего предприятия на окружающую среду;

-  оценка рациональности использования природных ресурсов;

-  оценка эффективности работы природоохранных сооружений и выполнения мероприятий по защите окружающей среды от вредного воздействия техногенного характера [1];

Экологический паспорт урбанизированной территории должен являться нормативным документом, имеющим системные особенности [4]. Он также  содержит социально-экологическую характеристику микроэкономической системы города, информацию обо всех промышленных, муниципальных и прочих предприятий, воздействующих на среду, прогнозируемые экстремальные ситуации экологического характера, а также перечень природоохранных мероприятий по охране среды на перспективу.

В структуре экологического паспорта урбанизированной территории основными являются разделы, отражающие основные аспекты  природопользования:

1.  Природно-климатические характеристики:

-  описание геологического строения и геологических процессов, карстовых явлений, характеристики грунтов, тектоническая структура, сейсмичность;

-  подземные воды, уровни водоносных горизонтов, наличие запасов и степени эксплуатационного использования, химический и бактериологический состав;

-  характеристика воздушно-атмосферных явлений;

-  гидрографическая сеть, водохозяйственный баланс, реки, водохранилища, озера, пруды, химический и бактериологический состав поверхностных вод, перечень и технико-экономические показатели водохозяйственных учреждений;

-  растительный покров, состояние и породный состав городских лесов, парков, скверов и других зеленых насаждений;

-  животный мир;

-  рекреационные территории;

-  особо охраняемые территории;

2.  Социально-экономические характеристики:

-  население города;

-  медико-биологические показатели;

-  промышленно-транспортная инфраструктура;

 3. Природопользование:

-  состояние и использование природных ресурсов, земельный отвод под промышленные, жилищные, культурно-бытовые застройки, объекты энергетики, транспорта, складское хозяйство, объемы рекультивации земель;

-  водопотребление;

-  водоотведение;

-  отходы производства потребления;

-  эмиссия загрязнения в воздушную среду;

4.  Комплексная оценка антропогенного воздействия на среду:

-  эколого-экономическая оценка выбросов вредных ингредиентов в атмосферу;

-  эколого-экономическая оценка выбросов сточных вод;

-  эколого-экономическая оценка воздействия отходов производства на среду;

-  экономическая оценка всех видов антропогенного воздействия на среду;

-  перечень природоохранных мероприятий по локализации последствий аварийной ситуации;

-  перечень перспективных природоохранных мер [1];

Способы и методы Государственного регулирования качества окружающей природной среды состоят, в основном, из метода прямого регулирования, который заключается в нормировании вредных элементов во внешней среде, а также продуктах потребления и производства [4]. Преимущества метода прямого регулирования проявляются в следующих случаях:

  1. При необходимости достижения немедленных результатов (запрет или ограничение на выбросы особо опасных веществ, на строительство в зеленых зонах).
  2. При условии незначительности различий в организации природоохранного контроля, когда возможен общий подход ко всем источникам загрязнения.
  3. При условии постепенного роста затрат на очистку и получаемых от нее выгод или при наличии резкого изменения динамики этих величин.
  4. При достаточности выборочного контроля, значительно снижающего административные издержки.

При реализации мер прямого регулирования качества природной среды остро встает вопрос о масштабах допустимой антропогенной нагрузки на экологические системы, что должно находить свое решение в дифференцированном подходе к природным объектам, в зависимости от их назначения [3]. Основная суть экологического изменения Генплана  развития города заключается в необходимости проведения следующих мероприятий:

-  видоизменить принципы размещения производительных сил города с учетом экологического фактора (состояние воздуха, водных объектов, почв, растительности);

-  предусмотреть приоритетные темпы развития экологически чистого городского электрического транспорта (трамвая, троллейбуса), по сравнению с темпами развития автомобильного транспорта;

-  обеспечить опережающее развитие мощностей очистных сооружений и сетей канализации с биологической и физико-химической очисткой сточных вод, по сравнению с развитием производственных мощностей в промышленности и вводом объектов социальной сферы;

-  предусмотреть создание резервных подземных источников питьевого водоснабжения для гарантированного снабжения населения водой питьевого качества в случае экстремальной экологической ситуации;

-  развивать системы оборотного водоснабжения различных видов производственных объектов, сконцентрированных на урбанизированной территории;

-  увеличить долю зеленых насаждений в пределах городской черты, как одно из средств биологического оздоровления природной среды и создать рекреационные зоны. Применять экономические санкции за повреждение и уничтожение зеленых насаждений и растительного покрова;

Таким образом, проведенный анализ мер контроля параметров среды микроэкономических систем показывает, что наряду с исполнением актов и норм обеспечивающих право граждан на комфортную среду обитания, а также экономических механизмов необходимо осуществление мониторинговых мероприятий. При этом наиболее важной мерой представляется создание системы урбомониторига. Комплексный урбомониторинг подразумевает контроль и оценку не только территории всего города или его крупных районов, но и отдельных производственных и жилых пространств, зданий и сооружений (урбоэкологическая паспортизация). Актуальной и нересурсоемкой мерой повышения качества параметров  среды микроэкономических систем является расширение площади озеленения и более равномерное его распределение.

 

Литература:

  1. Алешина (Мишнина) Е.И. Создание комплексного урбомониторинга и планирование городской среды./Вопросы региональной географии и геоэкологии: Сборник научных трудов/Отв.ред. В.А. Кривцов. Вып.2. – Рязань, 2002. – с.22-35.
  2. Глушкова В.Г. Проблемы реструктуризации географического комплекса Москвы и гуманизации ее городской среды. /Автореф. дисс. докт. геогр. наук.-М., 1999.
  3. Город – экосистема./Э.А. Лихачева, Д.А. Тимофеев и др. М.: ИГРАН, 1996.
  4. Мамин Р.Г. Урбанизация и охрана окружающей среды в Российской Федерации.- М.: РЭФИА, 1995.