Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Ковшов В.П., Ковшова О.С., Кусерова А.И., Николаева Н.В.

О ТУРИЗМЕ И КРАЕВЕДЕНИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. САРАНСКА)

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

В последние десятилетия происходит бурное развитие информационных систем и технологий, что оказывает влияние на подрастающее поколение. Раньше главным источником знаний об окружающем мире был учитель. Сейчас появилось множество других доступных источников информации. Однако не всегда эта информация надлежащего качества. Правильно подать необходимые знания и организовать учебный процесс может учитель, но авторитет его снижается на фоне многочисленных источников информации. Еще одной проблемой является то, что вследствие высокой информатизации общества дети отдаляются от природы, слабо осуществляется связь теории с практикой. Это противоречие помогает устранить туристско-краеведческая деятельность, которая в школе направлена именно на формирование связи учебного материала с жизнью, взаимодействия учителя и учеников, формирование практических умений и навыков.

Согласно определению Н. Ф. Реймерса, туризм – любое (однодневное, многодневное, дальнее, близкое) путешествие с целью отдыха и знакомства с новыми интересными регионами и объектами. По нашему мнению, это определение является наиболее обобщающим и доступным. Международное юридическое определение: туризм – совокупность отношений и явлений, происходящих в результате путешествий и пребывания в стране (районе) лиц, не проживающих и не работающих там и не стремящихся к этому [4].

Под школьным туризмом и краеведением традиционно в педагогике понимается туристско-краеведческая деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ и организуемая школой и внешкольными учреждениями (учреждениями дополнительного образования) в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени. Потребительскими аспектами школьного туризма являются:

- радостные переживания (эмоциональность);

- любопытная, полезная информация (познавательность);

- укрепление здоровья,

- физическое развитие;

- яркие впечатления (восприятие);

- разного рода полезные умения, навыки.

Педагогическое содержание туризма заключается в его свойствах, дающих в руки учителя инструмент разностороннего воздействия на воспитанников: 

  1. возможности для самого глубокого изучения личности каждого воспитанника, которые дает туризм;
  2. полномасштабное использование всех аспектов туризма позволяет построить педагогический процесс на самой эффективной методике – коллективной творческой деятельности;
  3. туризм – отличная форма реализации краеведческого принципа в изучении основ наук [5].

Основное предназначение школьного туризма и краеведения в системе образования – организовывать такую туристско-краеведческую деятельность, которая будет характеризоваться:

- всеохватностью,

- регулярностью,

- самоорганизацией,

- разнообразием форм и видов. 

Школьный туризм с краеведением связан довольно тесно. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края под руководством учителя. Школьное краеведение имеет определенную предметную направленность – географическое, историческое, естествоведческое, экологическое, литературное [1, 2]. Географическое и экологическое краеведение дает возможность учащимся лучше изучить и узнать свой край, помогает усвоению школьной, программы по географии и экологии, воспитывает бережное отношение к природе. Изучение явлений природы создает основу для понимания основных географических закономерностей, например погоды, климата, экологического состояния своего района, республики, области. При знакомстве учащихся с сущностью хозяйственной оценки природных ресурсов и условий выявляется важность комплексного системного подхода, рационального использования природных богатств и их охраны на территории своей местности.

Сопоставимый по значимости потенциал кроется в природных, хозяйственных и культурных объектах Саранска, а также его окрестностей. Так как территория нашей республики находится на границе лесной и лесостепной природных зон, существует множество интересных мест, которые можно использовать в качестве природных объектов туристско-краеведческой деятельности. Например, на территории городского округа Саранск 3 родника (Лунка, Богоявленский, «Без названия») объявлены памятниками природы. И при изучении подземных и поверхностных вод будет полезно организовать экскурсию к какому-либо роднику. Отличной иллюстрацией при изучении растительности Мордовии станет посещение ботанического сада МГУ им. Н.П.Огарева. В окрестностях Саранска также достаточно социально-исторических и культурных объектов, которые будут интересны школьникам. В Подлесной Тавле и Старой Теризморге открыты центры мордовской народной культуры, в Лямбире – центр татарской культуры, есть множество старых и новых храмов. Все эти объекты природы, хозяйства и культуры должны быть объединены в сеть туристско-краеведческих объектов.

В 2001 г. в школе №30 г. Саранска по инициативе учителя географии и экологии Ковшовой О.С. появился спецкурс «Сарансковедение: природа, население, хозяйство» Учебный курс состоит из двух частей: эколого-физико-географической для 10 класса и эколого-социально-экономической для 11 класса. Суть предлагаемой программы заключается в переносе части занятий по курсам географии и экологии из класса школьного в класс природный, в реально существующие и действующие производственные и социальные объекты и структуры [3]. Специальный курс «Сарансковедение» является первой программой по краеведению столицы нашего региона, широко использующей туристско-краеведческую деятельность. Данная программа вносит как новые цели образования (активное включение учащихся в изучение родного края, развитие навыков исследовательской и экспериментальной работы, создание условий для самореализации учеников в процессе практической деятельности, формирование экологического сознания, экскурсионно-туристская подготовка), так и новые формы организации учебно-воспитательного процесса (ещё не было программы, где свыше половины учебного времени использовалось для проведения внеурочных занятий). Эту новацию можно обосновать стремлением к развитию познавательной деятельности учащихся и желанию учиться. Другим важным основанием является сохранение и физического (борьба с гиподинамией), и морального (нравственное, культурное, эстетическое развитие) здоровья.

Таким образом, изучение данного курса нацелено не только на решение учебных задач. Оно содержит мощный потенциал для привития молодому поколению «вечных ценностей» цивилизованного человека и способствует подготовке подростков к взрослой жизни.

Основным видом туристско-краеведческой деятельности в школе является экскурсия. А для правильного и рационального проведения экскурсионной работы необходимо разрабатывать маршруты, экологические тропы, охватывающие все интересные моменты каждой экскурсии. Ярким примером туристско-краеведческого объекта, который можно рассматривать  и в курсе «Сарансковедение», и в других курсах по краеведению, является ручей Гремячий. Он находится на южной окраине Октябрьского района Саранска, в районе с.Горяйновка. Критерии выбора данного объекта:

- сравнительно малая известность при достаточной (в течение нескольких лет) изученности  исследовательской группой;

- интересные природные особенности;

-экологическое состояние.

Данный ручей относится к типу горных, имеет глубоко проработанное русло и высокие берега, а также два водопада и множество перекатов. На уступе одного из водопадов нами обнаружен выход на поверхность синей глины. В нескольких метрах от берегов ручья находится несколько карстовых и суффозионных воронок. Кроме того, в районе ручья находятся гнездо большой серой цапли и места кормления белого аиста. Эти птицы занесены в Красную книгу РМ. Все это в совокупности дает нам представление о ручье Гремячий как о редком для территории Мордовии объекте. Мы считаем, что данный ручей заслуживает дальнейшего изучения и охраны. Он отвечает критериям стандартной экологической тропы, имеет оптимальную для этого протяженность  – 2 – 2,5 км

Примерный ход маршрута экологической тропы «Ручей Гремячий»:

  1. верховое болото, истоки ручья, водопад Верхний
  2. среднее течение, перекаты (водопад Поворотный)
  3. водопад Коровий
  4. летний лагерь КРС, пруд
  5. гнездо большой серой цапли
  6. дачный поселок, пруд
  7. низовья ручья, мост, устье

 

Литература:

  1. Ковшов С.В., Ковшова О.С. Организационные формы интеграции в образовательном процессе современной школы. // Управление качеством образования в условиях его модернизации: Материалы VI республиканской научно-практической конференции по инновационной работе. 29 мая 2006 года. – Саранск: МО РМ, МРИО, 2006. – C.30-33
  2. Ковшов С.В., Ковшова О.С. Применение компьютерных технологий на уроках географии и экологии. // Естественно-научные исследования: теория, методы, практика (Межвузовский сборник научных трудов). – Вып. V – Саранск: Ковылк. тип., 2007. – С. 69-72
  3. Ковшов С.В., Ковшова О.С. Электронное учебное пособие «Сарансковедение» для учащихся 10-х классов. // XXXV Огаревские чтения: материалы науч. конф.: в 2 ч. Ч. 2. Естественные и технические науки – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – С.32
  4. Реймерс, Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. – 637, [2] с.: ил., табл., карт., схем., граф.
  5. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru//tpfk/p40-42.htm