Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Жарова А.В., Сапрыгина С.А.

МНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗЕ

Сибирский государственный технологический университет

 

В статье представлены результаты опроса преподавателей технического вуза об условиях и факторах, определяющих здоровье в учебно-воспитательном процессе в вузе.

Given article reflects results of socially-medical research of conditions and the factors defining health in teaching and educational process in high school.

Ключевые слова: здоровье, факторы здоровья, учебно-воспитательный процесс.

Формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, укрепление здоровья здоровых и практически здоровых лиц остается приоритетной задачей Российского здравоохранения.

Здоровье населения является результатом действия биологических и социальных факторов, которые проявляются в  поведении, образе жизни и условиях жизни людей. Уровень здоровья выступает показателем адаптированности конкретной общности людей  к определенным условиям жизни  (Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно, 2000).

Следующим по значимости фактором, обуславливающим здоровье человека, является наследственность или генетические факторы. В наследуемых предпосылках - генетических факторах здоровья - особенно важны особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к заболеваниям.

Конституцией во многом детерминированы жизненные доминанты и установки человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, определяющие повседневную жизнедеятельность.

Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека при определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок.

Значительное влияние на здоровье оказывает состояние окружающей среды (экологическая обстановка). Однако, этот фактор малоуправляем отдельным человеком.

Большинство людей связывает свои надежды на здоровье с уровнем медицинского обслуживания. При этом положительная медицинская активность населения оказывается парадоксально низкой. Известно, что в структуре факторов, определяющих здоровье общества, уровень  здравоохранения занимает последнее место и составляет не более 10%. По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, то есть лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье.

Наиболее эффективным направлением в сохранении здоровья является профилактика, проводимая на всех уровнях. Профилактика здоровья преподавателей, как субъекта учебно-воспитательного процесса в вузе, имеет свою специфику.  Учитывая необходимость индивидуального подхода в проведении профилактических мероприятий, в Сибирском государственном технологическом университете был проведен опрос преподавателей вуза с целью выяснить их мнение об условиях и факторах, определяющих здоровье в учебно-воспитательном процессе.

Исследование проводилось в форме анонимного анкетирования, в котором участвовали 50 преподавателей СибГТУ. Опрос проводился в конце учебного года, в период весенней сессии. Гендерный состав респондентов – 48  женщин (96 %) и 2 мужчины (4 %). Возраст респондентов варьируется от 23 до 62 лет.

В рамках исследования был задан вопрос «Как в целом Вы оценили бы состояние своего здоровья?». Полученные результаты показали, что очень хорошее здоровье  имеет только 2 %  из всех опрошенных. Хорошее состояние здоровья у 82 % респондентов. Посредственным свое здоровье считают  16 % человек.

Уровень здоровья большинства сотрудников преподаватели в большинстве случаев 60 % оценивают как «ниже среднего»,  38 %  оценили его как средний, 2 %  оценили как низкий.

На вопрос «Как Вы думаете, что из ниже перечисленного больше всего отрицательно влияет на здоровье сотрудников?», были предложены 8 вариантов ответов, которые респонденту необходимо было проранжировать по степени значимости для него того или иного фактора. Самым значимым фактором, по мнению респондентов, является плохая экологическая обстановка; вторым, по значимости фактором, названа высокая учебная нагрузка, что по нашему мнению негативно сказывается на качестве образовательных услуг. Недостатки в организации медицинского обслуживания и вредные привычки получили одинаковое количество балов и были отнесены на третье место. Четвертое место разделили такие факторы, как недостатки в организации питания и низкая физическая активность. К наименее значимым факторам были отнесены: низкая ответственность за состояние собственного здоровья и «плохая» наследственность.

Респонденты высказали свое мнение по оптимизации охраны здоровья преподавателей вуза, которое касается как самих преподавателей, так и администрации вуза, врачей поликлиник и руководителей здравоохранения.

По мнению респондентов, сами преподаватели для сохранения своего здоровья должны отказаться от вредных привычек, заниматься физической культурой, 1-2 раза в год проходить осмотры у узких специалистов, сокращать воздействие стрессов на здоровье. Преподаватели едины во мнении о том, что нужно вести здоровый образ жизни. Для предотвращения и снижения уровня заболеваемости преподаватели рекомендуют следующие профилактические мероприятия, находящиеся в компетенции администрации вуза:

- организовать ежегодное проведение диспансеризации профессорско-преподавательского состава;

- регулярно проводить гимнастику на рабочих местах для преподавателей;  

- запретить курение на территории вуза;

- выделить комнаты отдыха для преподавателей;

- открыть столовую с предоставлением комплексного обеда для преподавателей;

- создать медицинский центр на базе вуза.

Все рекомендации, адресованные врачам поликлиник, сводятся к пожеланию постоянного совершенствования профессионализма и профессиональной компетентности работников здравоохранения.

От руководителей здравоохранения преподаватели вуза ожидают, во-первых, сокращения «бумажной работы» врачей; во-вторых,  улучшения контроля качества, оказываемых медицинских услуг; в-третьих, сокращения очередей в поликлиниках, в том числе за счет доступности платной диагностики.

Таким образом, в период активного реформирования здравоохранения, потребности преподавателей вуза в профилактических мероприятиях, доступности и качестве медицинских услуг остаются неудовлетворенными. Такая ситуация, на наш взгляд, диктует необходимость максимального использования ресурсов вуза для оздоровления преподавателей и приближения медико-социальной помощи к профессорско-преподавательскому составу путем организации Центров здоровья для субъектов учебно-воспитательного процесса.