Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК: 338.2(075.8)

Дейнега В.Г.

УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С АКЦИОНЕРАМИ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ И МЕНЕДЖМЕНТОМ РЕСТРУКТУРИРУЕМЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Урюпинский филиал Волгоградского государственного университета

 

В статье приводятся основы управления взаимоотношениями с акционерами, заинтересованными сторонами и менеджментом реструктурируемых компаний в условиях рынка. Приводятся рекомендации, обеспечивающие использование основ управления и пути повышения конкурентоспособности и эффективности продукции предприятия.

Ключевые слова: управление взаимотношениями; акционеры; заинтересованные стороны в бизнесе; менеджмент;  эффективность; реструктуризация; конкурентоспособность; качество продукции.

In article bases of management by mutual relations with shareholders, interested parties and management of the re-structured companies in the conditions of the market are resulted. The recommendations providing use of bases of management and a way of increase of competitiveness and efficiency of production of the enterprise are resulted.

Keywords: management mutual relations; shareholders; interested parties in business; management; efficiency; re-structuring; competitiveness; quality of production.

Современные корпоративные системы управления трудно представить без информационно-технологических систем. На помощь сшему управленческому персоналу сегодня поступают самые современные технологии и автоматизированные программные комплексы. С их помощью менеджеры осуществляют текущее руководство разлчными сферами бизнеса: планированием ресурсов (Enterprise source Planning, ERP), организацией снабжения (Supply Chain magement, SCM) и сбыта (Sales Force Automation, SFA), взаимодействием с клиентами (Customer Relationship Management, CRM), улированием потребительского спроса (Consumer Demand magement, CDM) и т.д. Имеющийся в современном мире опыт взаимодействия большого числа лиц и организаций в рамках функционирования корпоративных бизнес-систем управления позволяет «целенаправленно планировать» пересечение функций корпоративного управления и менеджмента. Такая состыковка интересов имеет место, в частности, при разработке стратегии развития организаций [5].

Сравнительно меньше известно о том, как применение передовых технологий способствует совершенствованию корпоративного менеджмента. Менеджеры понимают, какое большое внимание следует уделять корпоративному менеджменту, который сосредоточен на конкретных механизмах ведения бизнеса. В современных условиях бюджетирование, управленческий учет и финансовый анализ составляют основу финансового и оперативного менеджмента. Без знания этих методов управления контролировать положение дел в компании очень трудно. Кроме того, в современной практике менеджмента появилась эффективная система стратегического управления – Сбалансированная система показателей (ССП) (Balanced Scorecard – BSC), которая трансформирует бюджет в стратегический формат и дает шанс организации стать процветающей структурой [2, 6].

Основная проблема корпоративного управления на современном этапе заключается в том, что информационные системы не способны напрямую повлиять на финансово-экономические показатели, а могут лишь вовремя предоставить нужную информацию руководителям и обеспечить тем самым высокое качество управленческих решений. А верные и актуальные решения в свою очередь являются основой любого экономического подъема и увеличения конкурентоспособности. В результате повышаются требования к IT-обеспечению следующих направлений корпоративного управления:

  • сотрудничества членов совета директоров с топ-менеджерами в ходе реализации стратегии акционерного общества;
  • выполнения исполнительными директорами (СЕО) своих функций по управлению внутреннего контроля (текущее руководство, обеспечиваемое топ-менеджерами, и надзор, осуществляемый членами совета директоров);
  • взаимодействия компании с акционерами, иными контрагентами и заинтересованными сторонами.

Налаживание продуктивного диалога с нацеленностью на выполнение стратегических планов между членами совета директоров и СЕО – важное условие повышения эффективности корпоративного управления. Исполнительные и неисполнительные должностные лица высшего звена должны совместно решить большое число трудных вопросов стратегического и оперативного менеджмента: выбрать позицию, которая ляжет в основу корпоративной стратегии (формирующая, адаптивная, сохраняющая право на участие в игре), определить главный источник конкурентного преимущества компании (структурное превосходство, качественное выполнение повседневных операций, глубокое понимание причинно-следственных связей), обосновать важнейший метод применения бизнес-концепции (высокие ставки, реальные и финансовые опционы, беспроигрышные ходы, страховки), выявить уровень неопределенности, на котором будет действовать, и т.д.

Имеющая на предприятии ИТ-система должна решать как минимум четыре уровня задач [1]:

  1. достижение внутреннего единства используемых показателей;
  2. обеспечение максимальной актуальности информации;
  3. индивидуализация отчётов в соответствии с потребностями и кругом полномочий конкретных пользователей;
  4. использование во всех отчётах базового набора индикаторов эффективности, охватывающего самые важные составные части корпоративного бизнес-портфеля.

Однако современный бизнес требует создания и развития интранет-системы (внутрикорпоративные сети), предоставляющие руководителям компаний быстрый доступ к самым последним данным о её деятельности. Такое улучшение взаимодействия между СЕО и членами совета директоров приводит к ускорению принятия решений, выработке правильных стратегических постановлений, построению стратегически ориентированных компаний и эффективной структуре организации и ведения бизнеса.

Управление взаимоотношениями с инвесторами и акционерами, а также с заинтересованными сторонами выделилось в последнее время в связи с бурным ростом интереса к корпоративному управлению. Поэтому почти все крупные компании пришли к необходимости более чёткой работы с акционерами и ввели специальные должности по связям с инвесторами.

Понятно, что указанные вопросы деятельности компаний не оставили в стороне специализироанные фирмы ИТ-обеспечения, которые стали вести частично или полностью указанные направления взаимоотношений корпораций с внешней средой, однако уже для более широкого круга клиентов а режиме аутсорсинга. Получил развитие и бизнес по предоставлению доступа к интерактивным годовым отчётам компаний на сайтах специализированных фирм [1, 3, 4].

 

Литература:

  1. Михайлов Д.М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ): учебно-практическое пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 448 с.
  2. Забродин Ю.Н. и др. Управление реструктуризацией компаний: справочное пособие / Ю.Н. Забродин, В.В. Курочкин, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. – М.: Изд. «Дело» АНХ, 2010. - 528 с.
  3. Мазур И.И. и др. Управление проектами: учеб. пособ. для студентов, обучающихся по спец. «Менеджмент организации»/ под общ. ред. И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. – 7-е изд. – М.: Изд-во «Омега», 2011. – 960 с.
  4. Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций. Создание ценности совместно с потребителем. – М.: Издательство: Альпина Паблишер. 2011. 264 с.
  5. Икуджиро Нонака, Хиротака Такеучи. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Издательство: Олимп-Бизнес, 2011. – 384 с.
  6. Дейнега В.Г. Сбалансированная система показателей оценки эффективности промышленных предприятий авиационного двигателестроения / сб. науч. труд. международной научно-практ. конф. «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2011». Том 12. Менеджмент маркетинг. –Одесса: Черноморье, 2011.– с. 7-12.