Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Чугунова С.В.

КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ

Белгородский государственный университет

 

This work is about channels of spread of the information about the corporate social responsibility. It is investigated how to overcome the problems in this area and to improve the preparation of social reports and use of wide scope of communication channels for efficient management of the personnel and primary activity

Keywords: Management of the personnel, corporate social responsibility, social report, mass-media, communication channels, advertizing, PR, charity, socially focused business, publicity

Эта работа о каналах распространения информации о корпоративной социальной ответственности. Исследуется, как преодолеть проблемы в этой сфере, улучшить подготовку социальных отчетов и использование широкого круга коммуникационных каналов ради эффективного управления персоналом и основной деятельности.

Ключевые слова: управление персоналом, корпоративная социальная ответственность, социальный отчет, масс-медиа, коммуникационные каналы, реклама, PR, благотворительность, социально ориентированный бизнес, паблисити.

Анализ российской бизнес-практики дает полное основание утверждать, что отечественные предприниматели стремятся развивать корпоративную социальную ответственность (КСО). К этому их ведут и личные, и рыночные, и политические взгляды и приоритеты первых лиц. Кроме того, процесс глобализации приводит сегодня к тому, что КСО становится и приоритетной корпоративной стратегией. Об этом, в том числе, сообщалось в итогах  первого международного исследования КСО в России, проведенного Economist Intelligence Unit (EIU) в июне-сентябре 2008 года. 258 руководителей высшего звена крупных международных компаний с оборотом свыше 1 млрд. долларов США приняли участие в указанном исследовании, получившего название «Из России с любовью. Национальный вклад в глобальный контекст КСО». Проект включал более 20 глубинных  интервью с руководителями компаний и экспертами в области КСО из регионов с наиболее динамично развивающейся экономикой. Стало известно, что 90% крупных российских компаний уже имеют или в настоящее время разрабатывают политику в области КСО или устойчивого развития. Более того, по данным  этого исследования, понятия КСО и устойчивого развития из абстрактной теории превратились в повседневную практику для крупных российских компаний. Так, 70% компаний в России (больше чем где-либо в мире) отметили, что КСО помогает в расширении бизнеса на развивающихся рынках. Более 60% российских респондентов говорят о том, что основным стимулом для устойчивого развития и деятельности в области КСО является улучшение репутации и укрепление брэнда компании. КСО также повышает конкурентоспособность компании на международном рынке — 31% опрошенных называют необходимость конкурировать в глобальном масштабе среди факторов, способствующих внедрению политики устойчивого развития. 21% объясняют свои действия в сфере КСО требованием со стороны правительства и регуляторов [1]. 

Международные партнеры, инвесторы, потребители и регуляторы требуют большей прозрачности в ведении бизнеса, поэтому российские компании не только активно развивают свою деятельность в сфере КСО, но и постоянно включают в квартальные, годовые отчеты информацию о своих достижениях в этой сфере, как это положено делать в рамках международных стандартов. Более того, в целом, статистика отчетности российских компаний по КСО соответствует общемировому тренду. Приблизительно две трети опрошенных компаний как в России, так и на развивающихся рынках и в мире в том или ином виде отчитываются о деятельности в области КСО и устойчивого развития бизнеса. Количество социальных отчетов российских компаний увеличилось с 50 в 2006 г. до 120 в 2008 г. Социальный отчет - это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, общества о том, как и какими темпами, компания реализует заложенные в своей миссии или стратегических планах цели экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. В данной статье мы сделаем попытку проанализировать, какие каналы и как использует бизнес для продвижения информации о КСО, какие существуют в этом проблемы, попробуем предложить пути решения этих проблем, в том числе и на региональном уровне.

Самостоятельные социальные отчеты, или подобные разделы о социальной ответственности в годовых отчетах становятся, таким образом, одним из каналов распространения информации о КСО. Однако, широкой общественности эти отчеты малоизвестны и, возможно, малоинтересны. Кроме того, в том или ином виде корпоративные социальные сведения постоянно освещаются mass-media. Но, в целом, ситуация –парадоксальная. Компании настаивают на социальной ориентации своей деятельности, о своей ответственности перед обществом, а общество до сих пор плохо информировано о современных тенденциях в корпоративной политике, несмотря на обширное присутствие корпоративных новостей во всех коммуникационных каналах: печатных, электронных, межличностных, массовых и т.д.

О том, что проблема информирования, поиска эффективных каналов распространения информации о КСО существует, неоднократно заявляли и заявляют специалисты по корпоративным коммуникациям, PR-щики, специалисты по HR. Проблеме посвящены статьи, доклады, семинары, круглые столы, научно-практические конференции. Одной из наиболее интересных, на наш взгляд, стала прошедшая в Минэкономразвития РФ 16 июля 2009 года конференция «Как информировать общество о корпоративной социальной ответственности бизнеса: эффективные технологии», организованная некоммерческим консорциумом «Бизнес и общество». Встреча собрала представителей государственных структур, бизнеса, некоммерческих организаций, СМИ, экспертов. [2]  Участники особо подчеркнули, что более широкому информированию общества о КСО российских организаций мешает, прежде всего, не уровень развития каналов коммуникации (с этим, как раз, проблем нет-рынок массовых коммуникаций в России практически уже не отстает от мировых стандартов), а законодательные, налоговые препоны, а также стремление менеджеров средств массовой коммуникации выжать максимум экономической выгоды из любой информации, которая размещается на их страницах, сайтах и в эфире. Так, уже более десяти лет в России обсуждается вопрос освещения в СМИ благотворительности бизнеса. Еще в 1999 году была создана экспертная группа из юристов, представителей Госдумы, НКО, компаний, которая разработала предложения по внесению изменений в федеральный закон «О рекламе».

Суть предложений- не считать рекламой упоминания наименования (имени лиц) в информации о благотворительной деятельности. Однако, за более чем десять лет предложение не обрело юридический статус и до сих пор именно с этим (при отсутствии в России отдельного закона о PR деятельности и информации) сталкиваются в редакциях почти все сотрудники пресс-служб, где им откровенно указывают: хотите, чтобы об очередном вашем добром, социально значимом, деле узнало общество –платите, ведь в материале будет упоминание о вашей компании, имена руководства, а это, по мнению сотрудников редакций, если не прямая, то, как минимум, косвенная реклама. Более того, существующая политика телеканалов, коммерческих контролирующих структур телекомпаний, не позволяет называть, цитировать, упоминать, показывать товарные знаки тех компаний, которые осуществляют социальные проекты и акции или помогают и поддерживают их. Гораздо проще рассказать об акции, если ее проводит некоммерческая организация (НКО). Здесь возможно и титрование и упоминание, и подробный рассказ об НКО.

Такова практика в большинстве регионов России и Белгородская область здесь не исключение. В редакциях местных СМИ никакие упоминания о международных кодексах PR [3], о международном опыте распространения информации о благотворительности и КСО, в частности о безвозмездном характере распространения таких сведений, не являются пока аргументом. Поэтому региональные компании и организации вынуждены платить за указанную информацию по достаточно высоким рекламным расценкам. И в этом также одна из причин, на наш взгляд, того, почему новости о КСО не появляются в должном объеме на каналах массовой информации. При этом и сами сотрудники СМИ соглашаются, что информирование о благотворительности, социальной ответственности,-это, по сути, социальная, общественная, некоммерческая реклама и, теоретически, такие сведения могут распространяться бесплатно, тем более, что закон «О рекламе» обязывает рекламораспространителей «заключать договор на распространение социальной рекламы в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы, в том числе: общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания» [4], а значит, у социальных пресс-релизов есть шанс на бесплатную публикацию.

Согласно ст.10 Закона РФ «О рекламе» социальная реклама –это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства» [4]. Кстати, термин «социальная реклама» используется только в России, во всем мире ему соответствует понятие «некоммерческая», «общественная» реклама. И в Америке, и в Европе такая реклама распространяется бесплатно, с учетом ее социальной значимости. По мнению Бове и Аренса, «общественная реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное мнение. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе» [5]. Российский опыт, как мы уже отметили, абсолютно иной.

Неоднозначность такой ситуации, прежде всего, в том, что само государство заинтересовано в участии бизнеса в социальной сфере. Заявления об этом регулярно звучат от представителей руководства страны. Например, с одной стороны, с 2008 года Минэкономразвития РФ совместно с экспертами разрабатывает Концепцию поддержки благотворительности деятельности и добровольчества, в рамках которой предусматривается реализация мер, направленных на содействие распространению корпоративных программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности, реализации организациями принципов социальной ответственности бизнеса, в том числе разработка комплекса мер направленных на распространение корпоративной социальной отчетности. Этот документ рассматривает и экономические инструменты, и более мягкие, и одновременно более тонкие и сложные для реализации на практике. В частности, предполагается налоговое стимулирование, создание центров поддержки благотворительной деятельности, добровольчества и формирование инфраструктуры поддержки, предоставление максимально широких возможностей для организаций и бизнеса информировать общество о социальном партнерстве. С другой стороны, рынок массовой информации не готов расстаться с частью прибыли, которую он имеет от платных корпоративных сообщений.

Одной из задач эксперты, специалисты, представители государства и бизнеса видят в планомерной и достаточно сложной работе со СМИ, которым надо помочь четко разделять информацию о КСО и скрытую рекламу. Но очень важно то, что это должна быть «улица  с двухсторонним движением». Конференция «Как информировать общество о корпоративной социальной ответственности бизнеса: эффективные технологии» выявила, что и сами СМИ хотят больше знать о КСО. Например, продюсер программы о жизни людей с ограниченными возможностями «Фактор жизни» телекомпании «ТВ Центр» Маргарита Петрова считает, что информация об ответственности бизнеса должна быть доступна обществу, чтобы вызывать доверие к нему, однако опыт создания телевизионной программы социального характера показал наличие целого ряда препятствий, в том числе  не информированность СМИ о КСО, отсутствие обобщенности информации о ней. Следовательно, бизнес сообщество должно эффективнее выстраивать работу пресс-служб, консолидированную информационную площадку, доступную для всех СМИ, с тем, чтобы они могли оперативно реагировать на корпоративную информацию о различных акциях и социальных проектах [2]. Определенные шаги в этом направлении бизнес сообщество России уже сделало.  В частности, КСО предусмотрена в Социальной Хартии РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей). Этот документ-свод основополагающих принципов ответственной деловой практики. На сегодняшний день РСПП имеет ряд публикаций, посвященных анализу активности российского бизнеса в этой сфере. Первый обзор нефинансовой отчетности, изданный в 2006 г., положил начало обобщению практики развития корпоративной социальной отчетности с момента ее появления в России. Второй выпуск посвящен следующему этапу развития этого процесса и включает нефинансовые отчеты, опубликованные в 2006-2007 годах. В обзор 2008 включены нефинансовые отчеты 54 компаний, в т.ч. российских(48) и международных(6) компаний, работающих в России, внесенные в Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов. В этом же году было опубликовано другое издание - «Корпоративные практики социальной направленности» - сборник социальных программ: первый этап проекта РСПП, начатого в 2008 г., по созданию библиотеки корпоративных практик. [2].

Для того, чтобы появились эффективные пути разрешения сложившегося парадоксального положения с информацией о КСО, для примирения интересов СМИ и социальной ориентации бизнеса, мы считаем верным мнение специалистов и экспертов о срочной необходимости выстраивания механизма партнерства между НКО, властью, социально ориентированным бизнесом и СМИ. Кстати, немаловажным аспектом является постоянное напоминание представителям СМИ и об их социальной ответственности, ведь они должны содействовать формированию и повышению спроса государства, бизнеса и граждан на социальную ответственность бизнеса, а также служить каналом общественного диалога всех внутренних и внешних заинтересованных сторон бизнеса. По мнению эксперта и профессионального корпоративного директора Экспертного центра конкурентоспособности Юрия Гусева, которое мы полностью поддерживаем,  «соиспользование актуальных социально значимых информационных поводов в условиях кризиса создает добавленную ценность для СМИ и потребителей печатной и электронной информации, поскольку это соответствует требованиям актуальности в условиях кризиса и повышает осведомленность о путях решения наиболее острых проблем общества» [2].

Мы согласны и с тезисом Маргариты Петровой, что « надо заключить общественный договор на совместно выработанных принципах, подобно трехстороннему соглашению между работодателями, профсоюзами и властью. Четырехстороннее соглашение, имеющее целью равноправное и адекватное участие каждой стороны в решении социальных проблем, могло бы включать и установление «правил игры» в аспекте освещения акций и проектов социально ответственного бизнеса, по крайней мере, в государственных СМИ» [2].

Мы полагаем, что  корпоративные PR-службы, пресс-службы должны для распространения информации о КСО более эффективно и системно работать именно с государственными каналами массовой информации, поскольку они существуют на деньги граждан, добросовестных налогоплательщиков, которые имеют право знать о вкладе бизнеса в развитие общества. Корпоративные коммуникаторы должны стремиться  к информированию общества по принципу паблисити. Это значит, что 1) СМИ вправе сами решать, сообщать или не сообщать общественности те или иные сведения о компании и что 2) СМИ распространяют эти сведения бесплатно, исходя из социальной значимости предложенной корпоративными пресс-службами информации.

Значительной  проблемой для российских в целом и региональных, в частности, СМИ является то, что они, в отличие от зарубежных, не считают пока темы КСО и благотворительности актуальными. Об этом говорит исследование Центра изучения корпоративного гражданства (ЦИКГ) «КСО в России в отечественных и зарубежных СМИ» [6]. Целью стала попытка выяснить, как тема КСО освещается в СМИ и попытка понять, что может улучшить ситуацию. Был проведен мониторинг российских и зарубежных СМИ на предмет освещения тем благотворительности, филантропии, корпоративного гражданства и корпоративной социальной ответственности (КСО) за период с 01.01.2008 по 31.05.2009. В качестве объектов исследования были выбраны 14 СМИ: газеты  «Ведомости», «Коммерсантъ», «Известия», «Время новостей», журналы «Итоги», «Русский Newsweek», «Деньги и благотворительность», «Бизнес и общество»,    Интернет-издание Lenta.ru (Россия), газеты Financial Times, The Independent, The Times (Великобритания), газета The New York Times (США). Все изученные СМИ разнообразны по тематике: деловые, general interesting, специализированные. У них разная периодичность: ежедневные газеты, еженедельные журналы, on-line-издание,  ежеквартальные специализированные журналы. Эксперты подчеркивают, что периодичность выхода – один из ключевых факторов, влияющих на статистику обращения СМИ к темам КСО. Например, в специализированных изданиях, выходящих раз в квартал количество тем, посвященных благотворительности, филантропии или КСО, в разы меньше, чем в ежедневных газетах, хотя качество материалов заметно лучше. Мониторинг показал, что  подавляющее большинство (до 80%) тематических публикаций в российской прессе приходится на так называемые специализированные страницы рассмотренных изданий. В первую очередь, это тематические страницы в газетах «Коммерсантъ» и «Ведомости». Именно наличие тематических разделов обеспечивает этим двум изданиям серьезный отрыв от российских конкурентов. Вместе с тем, благодаря тематическим разделам, в этих газетах зачастую поднимаются темы корпоративного гражданства и корпоративной социальной ответственности: авторами многих материалов выступают работники благотворительных фондов, которые рассуждают о наиболее важных проблемах в отрасли. Таким образом,
самый популярный жанр тематических материалов – авторская колонка. Кроме того, именно на тематических страницах наиболее часто упоминается благотворительная деятельность компаний. Второй по распространенности жанр – интервью. Очень часто тема благотворительности затрагивается в СМИ благодаря интервью с главами крупных компаний. Особенно это характерно для еженедельного журнала «Итоги»: львиная доля публикаций о благотворительности в этом издании – рассказ о деятельности той или иной компании либо интервью с «отцом-основателем».  А вот профильных материалов, глубоко раскрывающих тему КСО, как показал мониторинг, в отечественных СМИ мало. Поэтому в статистику вошли также статьи, где эти темы упоминались мимоходом или по необходимости. Например, при подсчете учитывались репортажи светской хроники, посвященные благотворительным аукционам. Зато российские СМИ достаточно часто в статьях о благотворительности останавливаются на деятельности зарубежных компаний. Что касается иностранных СМИ, то они размещают на своих страницах гораздо больше профильных публикаций, при этом о России, российских компаниях и филантропах не было найдено ни одного упоминания. В зарубежных СМИ больше аналитики, часто статьи посвящены какой-то конкретной проблеме (чаще всего связанной с законодательством в отрасли).

Информационными поводами для появления новостей о КСО, как показал мониторинг, являются разовые благотворительные акции в связи с тем или иным государственным, религиозным, профессиональным или международным праздником, интервью с первыми лицами компаний, где благотворительность-один из освещаемых вопросов. Основными побудительными мотивами для размещения материалов на основных полосах изданий являются скандал (судебное разбирательство, налоговые претензии и т.п.) или светское мероприятие. Например, в отношении компании «Транснефть» основными информационными поводами в журналистских материалах стали раскрытие финансовых результатов работы компании и ряд проведенных ею сделок, а вовсе не благотворительная деятельность. Таким образом, можно констатировать, что тема благотворительности в российских СМИ упоминается либо по необходимости (в процессе рассказа о какой-либо компании либо интервью с руководителем), либо вследствие каких-либо скандальных разбирательств. Что касается светской хроники, то этих публикациях, как правило, в начале заметки указывается, что соответствующее мероприятие носило благотворительный характер [6].

На качество информации о КСО в российских СМИ, на наш взгляд, влияют форматы средств массовой коммуникации. Отдельные публикации, посвященные непосредственно благотворительности, как таковой, можно найти в репортажных изданиях, однако, этот формат дает мало возможностей для серьезной аналитики. Отсутствие анализа, появление исследуемых тем как побочной линии в статьях о светских мероприятиях, скандалах и т.п., видимо, являются ключевыми факторами, объясняющими низкий процент в российских СМИ публикаций, посвященных корпоративному гражданству и КСО.  

Эксперты Центра изучения корпоративного гражданства отметили
хаотичность публикаций в российских СМИ. Статьи на рассматриваемые темы появляются от случая к случаю, бессистемно, либо, как уже указывалось, вследствие скандальных разбирательств. Зарубежные СМИ куда более пристально следят за деятельностью отрасли. Так, например, The Times регулярно публикует рейтинг крупнейших компаний, жертвующих на благотворительность. Очень пристально за темами благотворительности следит Financial Times.  Интересно, что издания general interesting, в отличие от своих российских коллег, не гнушаются репортажами о деятельности благотворительных фондов либо отдельных филантропов без всякого информационного повода (так называемые story). Основные выводы, сделанные в ходе мониторинга, следующие:

  1. интерес российских СМИ к темам КСО и благотворительности низок: публикации чаще всего размещаются на тематических полосах либо имеют в своей основе скандальное событие, светское мероприятие;
  2. иностранные СМИ пишут о КСО и благотворительности не только чаще, но и разнообразнее: в них больше аналитики, распространен жанр story;
  3. деятельность российских компаний в области КСО и благотворительности иностранными СМИ не упоминается вовсе, а российскими – чаще упоминается либо на тематических страницах, либо в контексте скандала или светского мероприятия;
  4. инициатором рассказа о деятельности компании в области КСО в России остается сама компания: ее глава дает интервью, публикуется пресс-релиз, устраивается светское мероприятие в благотворительных целях.

Специалисты Центра изучения корпоративного гражданства также опросили 10 российских журналистов, пишущих в разных изданиях на темы КСО и благотворительности. Нам представляются весьма любопытными данные, полученные в ходе этой части исследования. Они, как нам кажется, в том числе, дают ключи для эффективного взаимодействия со СМИ. Все опрошенные подтвердили, что их издания публикуют материалы, посвященные КСО, благотворительности и филантропии. Причем во всех изданиях публикации носят и некоммерческий характер. При этом в устном опросе два журналиста с сожалением отметили, что публикации на темы КСО, филантропии и благотворительности в их изданиях бывают крайне редко, что подтверждает тезис о том, что СМИ заинтересованы в качественной корпоративной информации. Журналисты подчеркнули, что наиболее часто стимулом для публикации является наличие актуальной проблемы,  поводами для написания материала служат мероприятия для прессы (пресс-конференция, «круглый стол», брифинг и т.п.), высказывания ньюсмейкеров, пресс-релизы, реже всего, судя по данным опроса, о КСО и благотворительности журналистов заставляют вспомнить скандалы и происшествия, хотя, как следует из мониторинга СМИ, именно эта причина дала внушительную долю упоминаний о КСО в 2008–2009 годах. Подавляющее большинство опрошенных интересуются темами КСО, филантропии и благотворительности не только с профессиональной точки зрения, но и с гражданской позиции.  Информацию о КСО, филантропии и благотворительности журналисты предпочитают получать «в профессиональной упаковке»: на мероприятиях, из пресс-релизов и аналитических обзоров, меньший интерес – к пост-релизам по итогам мероприятий и акций.  Журналисты уточняли, что их интересует, в основном, стенограмма, по которой можно сверить цитаты спикеров в уже готовящемся материале. Реже всего журналисты пользуются собственными источниками информации.  Выяснилось, что больше всего представителей СМИ больше всего интересует, что делают компании и власти в области КСО и благотворительности, какие проблемы есть у НКО и благотворительных фондов, какова ситуация в этом секторе в целом. А лидирующий интерес- действия властей. Меньше всего журналисты готовы писать о ситуациях, в которых требуется помощь благотворителей и филантропов.  Основные выводы исследования сообщества mass-media представляются нам верными: российские СМИ пока не считают темы КСО и благотворительности актуальными, хотя сами журналисты проявляют к ним интерес, в том числе и не только профессиональный. На сегодняшний день публикации о КСО и благотворительности в СМИ выглядят скорее информированием населения о действиях, прежде всего, властей, нежели ориентиром для гражданской активности. Тем не менее, информацию журналисты предпочитают получать, во-первых, «в профессиональной упаковке», во-вторых, из первых рук.

Чтобы корпоративные пресс-службы могли чаще размещать информацию о КСО на условиях паблисити, следует: 1) чаще идти на контакт с прессой первым лицам компаний, не стесняться самим поднимать тему КСО в интервью и разговорах с журналистами; 2) стремиться, чтобы сообщения о социальных программах и благотворительных акциях были не спорадическими, а носили систематический характер, 3) не гнушаться светскими мероприятиями.

Диалог с представителями средств массовой коммуникации показывает еще одну проблему, над которой следует серьезно поработать корпоративным пресс-службам. Тема КСО не должна подаваться сухим, не эмоциональным языком, которым часто «грешат» информационные материалы бизнеса. «Вкусно», творчески поданные сообщения, с хорошим языком и визуальным рядом могут привлечь внимание редакторов и журналистов и тем самым расширить количество каналов распространения информации о КСО.

Проблемным пока еще, в том числе и на региональном информационном рынке, является четкое сегментирование целевой аудитории, потребителя сообщений о КСО. Что касается каналов распространения информации о КСО, то, безусловно, могут быть применены все известные сегодня в коммуникационной практике: пресса, радио, телевидение,  корпоративные СМИ, Интернет (корпоративные сайты, порталы, блоги, форумы, социальные сети) Интранет (внутренние корпоративные сети), наружная, транспортная реклама, direct mail, межличностные контакты, специальные мероприятия и материалы для прессы, корпоративные отчеты, презентации, выставки, Дни открытых дверей, конференции, семинары, благотворительные акции и кампании, «сарафанное радио», слухи, селебритиз (поддержка известных, звездных людей), мобильная связь и т.д. и т.п.

Особо следует подчеркнуть роль современных электронных коммуникаций. Их значение возрастает день ото дня. Среди их основных преимуществ –неограниченный объем информации, высокая скорость доставки, легкость обновления информации, отсутствие пространственных, временных ограничений, относительно невысокая стоимость.

Количество пользователей сети Интернет в России и в Белгородской области увеличивается ежедневно. Поэтому систематическое пополнение информации о корпоративной социальной ответственности должно стать частью практики PR-щиков и HR менеджеров компаний. Однако, как показал весьма поверхностный анализ контента Интернет-представительств около 20 белгородских компаний из таких сфер, как банковская, металлургическая, строительная, машиностроение, ТЭК  (газовая, нефтяная, электроэнергетика), достаточно наглядно и подробно тема социальной ответственности представлена лишь в региональных филиалах больших международных или федеральных компаний. При этом, если компании ТЭК, банки достаточно активно продвигают информацию о КСО, то сайты других компаний либо вообще не содержат информацию о КСО, либо она не выделена в самостоятельный раздел, либо ее очень сложно найти на карте сайта. Это значит, что значимость указанных каналов для продвижения информации о КСО пока еще низка, хотя перспективы очень хорошие.

В целом надо делать скидку на то, что для российских компаний сфера КСО, информирование о ней, подготовка отчетов достаточно нова, еще не сложились стандарты и правила. При оценке менеджмента большинства компаний в России связь между социальным отчётом компании и доверием со стороны инвесторов еще не является достаточно существенной. Население, в массе своей, вообще не интересуется подобными отчётами, но это не означает, что ему безразлична деятельность компании в этом направлении. Информацию об этой деятельности общественность узнает, главным образом,  через СМИ, на эффективное взаимодействие с которыми и следует направить основные усилия корпоративным коммуникаторам и пресс-службам.

 

Литература

1.  http://www.undp.ru/index.php?iso=RU&lid=2&cmd=news&id=540.

2.  http://www.1soc.ru/news/view/1099

3.  Демин, Ю.М. Бизнес-PR.-М.:Бератор-Пресс,2003.-336 с.

4. Арапова, Г.Ю., Кузеванова, С.И., Ледовских, М.А. Реклама в СМИ.-М.: Элиткомстар, 2007.-136 с.

5. Бове, Картленд Л., Аренс, Уильям Ф. Современная реклама. –Издательский дом «Довгань», 1995.

6.  http://www.corpcitizenship.ru/issue/issl/25.html