Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Соломанюк А.А.

Подходы к определению понятия «Интеллектуальный капитал»

Белгородский государственный университет

 

This work is the intellectual capital of the companies becomes the center of attention of managers. Environment conditions change, the markets and products change, clients and suppliers change, employees change, competitors change. All these constant changes demand from managers new, is sometimes cardinal other management methods.

Keywords: Intelligence, Intellectual, Karital, the Personnel

Конец XX века был ознаменован информационной революцией и формированием основ информационного общества, в котором информация и знания становятся главными средствами и предметом общественного производства. Они также являются ограничивающим фактором развития и замещают труд в качестве источника добавленной стоимости. Информация и знания (интеллектуальный капитал) все больше определяют конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и национальных экономик.

Интеллектуальный капитал компаний становится центром внимания менеджеров. Изменяются условия окружающей среды, меняются рынки и продукты, меняются клиенты и поставщики, меняются сотрудники, меняются конкуренты. Все эти постоянные изменения требуют от менеджеров новых, иногда кардинально иных методов управления. Во главе внимания становится управление умениями и навыками компании в целом, каждого отдельного ее сотрудника, положением на рынке, способностью компании приспосабливаться и быть инноватором и т.д. Многие менеджеры могут возразить, что все это всегда было в центре внимания. Тем не менее, в настоящее время актуально было бы задуматься о том, как научиться управлять интеллектуальным капиталом на принципиально новом уровне.

В настоящее время нет однозначного толкования понятия «интеллектуальный капитал», поскольку все, кто пытался дать определение, как правило, подходили к этому, ставя перед собой разные цели. Проведем небольшой обзор существующих точек зрения.

По мнению Э. Брукинга, «интеллектуальный капитал» - это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать, усиливая конкурентные преимущества. Составными частями интеллектуального капитала являются: человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков.

Согласно определению, сформулированному Л. Эдвинсоном «интеллектуальный капитал» состоит из трех составляющих: человеческого капитала, организационного (или структурного) капитала и клиентского капитала, каждый из которых может быть заемным или собственным.

Человеческий капитал представляет собой знания, навыки, умения сотрудников, опыт конкретных работников как совокупность экономической ценности данного объекта бизнеса.

Структурный капитал – все то, что остается на предприятии, связанное с интеллектуальным потенциалом, после ухода персонала с работы домой. Сюда относятся интеллектуальная собственность, информационные системы, система финансовых взаимоотношений, инструкции, положения, стандарты, награды, грамоты, призы, которые получило предприятие.

Клиентский капитал - это система капитальных, надежных, долгосрочных, доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями. По сути, - это комплексный сложный нематериальный актив. Сюда относятся бренды, клиентура, фирменное наименование, каналы сбыта, лицензионные и другие договоры.

В.Л. Иноземцев говорит, что «интеллектуальный капитал» -  это информация и знания, специфические по своей природе и формам участия в производственном процеccе факторы.

Интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде «коллективного мозга», аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы.

Составные части интеллектуального капитала, по мнению В.Л. Иноземцева: первое - человеческий капитал, воплощенный в виде опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям работников компании, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; второе - структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети.

Под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта Б.Б. Леонтьев понимает стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. Ценность субъекта интеллектуального капитала всегда должна рассматриваться в соотношении с реально ожидаемыми результатами его интеллектуальной деятельности и на этом основании должна выражаться соответствующей стоимостью. Интеллектуальный капитал является ведущим капиталом и составляет основу любого предприятия на современном этапе развития рыночной экономики.

Формулируя понятие «интеллектуального капитала» необходимо дать такое определение, которое в наибольшей степени отображает решение задач, поставленных современному менеджеру в области управления персоналом, и повышения эффективности экономической деятельности предприятия.

Исходя из этого, «интеллектуальный капитал» - это нематериальный актив предприятия, представляющий собой совокупность знаний, умений и навыков, способностей и накопленный опыт работников, которая обусловливает усиление действия фактора конкурентоспособности,

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что все больше и больше компаний строят свои конкурентные преимущества на интеллектуальных активах. Достичь этого можно, только научившись по-настоящему управлять ими.