Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Михайлов В.В.

КОМАНДОВАТЬ ИЛИ УПРАВЛЯТЬ

 (шпаргалка для руководителя)

Старорусский филиал СПГУСЭ

 

Трансформация отношений в производственной сфере в течение последних двух десятилетий привела к тому, что возникли большие барьеры между работодателями и работниками. Из практики последних лет известно, что в производственных коллективах часто царит напряженная атмосфера недоверия, подозрительности, стяжательства. Коллективистские начала труда интенсивно ревизуются и заменяются индивидуалистическими устремлениями. Президент провозглашает курс на инновации, но реален ли он? На рисунке 1 приведена упрощенная логическая цепочка воздействий большинства руководителей предприятий (кроме, пожалуй, самых стабильно и высокооплачивающих труд своих работников) и ответной реакции работников.

Производственные отношения между работодателями и работниками развиваются по многим вариантам, но, опыт показывает, что многие из них сводятся к двум предпочтительным цепочкам, показанным (рис. 1):

  • использование подавляющих начал в руководстве («Командование») приводит к пассивной роли работников
  • использование альтернативного, положительно мотивирующего, варианта («Управление») дает диаметрально противоположный результат в ориентации работников по отношению к цели производства. Пояснения этого варианта отношений приведены на рисунках 2 и 3.

Использование для трудовой мотивации ситуации с занятостью на рынке труда (где «очередь в шляпах») явно приводит к противодействию со стороны работников любым новшествам; известно также, что даже хорошо спланированный и организованный инновационный процесс всегда оборачивается для работников угрозой нежелательных изменений. Таким образом, работники в рассматриваемом случае не могут быть заинтересованы в нововведениях. Из приведенных рисунков следует, что откликнуться на призыв о внедрении новшеств на производстве работники смогут только в случае положительной мотивации труда.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>