Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Корчагина Г.А.

РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Харьковский национальный экономический университет

 

Рассмотрены понятия «кризис», «кризисная ситуация», «антикризисное управление». Даны рекомендации управленческому персоналу для преодоления кризисных ситуаций на предприятии.

Concepts «crisis», «crisis situation», «anticrisis management», are considered. The recommendations are given to a managerial staff for overcoming of crisis situations on an enterprise.

Ключевые слова: управленческий персонал, кризис, кризисная ситуация, антикризисное управление.

Мировой опыт развития менеджмента свидетельствует о том, что в  целом проблема налаживания эффективного антикризисного управления на предприятиях сложна в практическом отношении и требует серьезнейшей проработки в методическом плане. В период всемирного кризиса эта проблема  стала практически ключевой, определяющей выживание производственного сектора и в экономике Украины. В связи с этим изучение особенностей антикризисного управления в современных условиях актуально  и важно для выживания и функционирования  предприятий любых форм собственности.

Понятия «кризис» и «кризисная ситуация» описывают разные этапы кризиса в зависимости от его влияния на предприятие. Как правило, кризисная ситуация предшествует наступлению кризиса. В общем понимании кризис (от греч. krisis — поворотный пункт) — резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения [1].

Кризисная ситуация, в свою очередь, - это любое отклонение от обычного режима функционирования системы или отдельных ее элементов, которое вызывает стрессовые реакции и характеризуется необходимостью принятия нестандартных решений [2]. Понятие «антикризисное управление», как правило, применяется в связи с финансовой несостоятельностью предприятия. Однако это далеко не полный взгляд на проблему. В теории и на практике следует рассматривать и понимать это понятие гораздо шире. Появление кризисной ситуации на предприятии является свидетельством постепенного разбалансирования и в дальнейшем полной утраты дееспособности внутреннего механизма саморегулирования хозяйственной системы [3].При этом предприятие к этому времени уже исчерпало весь свой потенциал или вступило в конфликт с существующим хозяйственным механизмом.

Среди известных определений антикризисного управления можно выделить следующие:

  1. антикризисное управление – это комплексный, многоплановый процесс, включающий специальные финансовые процедуры, особый маркетинговый план, чрезвычайные меры по мобилизации персонала [4];
  2. антикризисное управление – это специальное, постоянно организованное, нацеленное на наиболее оперативное определение признаков кризисных ситуаций и создание соответствующих предпосылок для их своевременного преодоления с целью обеспечения дееспособности предприятия, а также недопущения ситуации его банкротства [5].

Описанные выше действия относятся к функциям управленческого персонала. Во многих  случаях причиной кризисной ситуации становится низкая эффективность  применяемых  систем внутреннего управления предприятием. Именно управлению отводится решающая роль в противостоянии действию внешних факторов, являющихся одной из причин кризиса в деятельности предприятия. Чем выше профессиональный  уровень менеджмента, тем с меньшими потерями предприятие преодолевает кризисные явления.

Одной из основных функций управленческого аппарата в кризисных ситуациях является эффективная работа с персоналом предприятия. Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективного антикризисного управления, является  хорошо подобранный, управляемый, быстро и гибко реагирующий персонал.

В последнее время актуализировалась необходимость активизации работы персонала, анализируются взаимоотношения управляющих с персоналом и т.п. Исследуя причины, по которым производительность труда в отечественной экономике за последние годы снизилась, зарубежные аналитики среди других причин указывают на недостаточное использование мотивации работников к производительному труду. Проблеме управления персоналом в зарубежных странах придается  все большее значение даже в условиях антикризисного управления.

Необходимо, чтобы корпоративные цели и ценности воспринимались трудовым коллективом как свои. Нужны, следовательно, их пропаганда, постоянная работа с коллективом. При этом в качестве условия появления заинтересованности в делах предприятия выступают объективная оценка результатов работы сотрудника и признание его заслуг руководством и коллегами, а также возможность проявления инициативы. Типичным просчетом в работе с персоналом является недостаточная или безадресная информация. Коллектив должен знать суть антикризисной стратегии предприятия, понимать, в чем заключается и почему проводятся изменения в вознаграждении, быть уверенным в стимулирующем проявлении инициативы. Наличие нужной информации рождает доверие персонала и облегчает проведение непопулярных решений.

Зарубежный и отечественный опыт управления персоналом показывает, что реализация механизма антикризисного управления предполагает решение проблемы качества работников. На данном этапе реформирования экономической системы предприятиям приходится осваивать современные методы управления и уметь управлять в этих сложных условиях, используя технологии антикризисного управления. Субъекты экономических отношений должны располагать высококвалифицированным персоналом,  способным быстрее и эффективнее реагировать на изменения во внешней среде, принимать необходимые решения в сложных, кризисных ситуациях, в условиях дефицита времени. Поэтому одной из приоритетных задач для всех предприятий является создание эффективной системы обучения кадров, переподготовки специалистов, повышения их квалификации, в том числе и осуществление  мер по обучению и повышению квалификации руководящих кадров предприятий.

Существует ряд основных функций менеджеров:

- грамотно и рационально формулировать цели;

- анализировать ситуацию и прогнозировать последствия;

- рационально принимать решения;

- мотивировать персонал предприятия;

- регулировать отношения внутри предприятия и решать конфликтные ситуации;

- формировать организационную и корпоративную культуру, управлять ими;

- постоянный контроль и учет [6].

В условиях кризиса на предприятии важность грамотного, постоянного и последовательного выполнения всех этих функций поможет управленческому персоналу вывести предприятие из кризиса быстрее и с меньшими потерями.

Также в условиях кризиса на предприятии становится актуальным мотивирование творческого подхода к работе [2]. Среди мероприятий, нацеленных на создание условий для творческой работы, можно отметить следующие:

- изменение организационной культуры предприятия;

- использование коллективного творчества, обмена идеями;

- развитие у работников готовности к новому опыту работы;

- объяснение работникам ожидаемых от них творческих результатов.

Кроме того, важным элементом в преодолении кризисных ситуаций на предприятии являются и личностные характеристики управленческого персонала. К таковым можно отнести: стрессоустойчивость, рациональность и расчетливость, умение быстро принимать решения, генерация идей, готовность  к восприятию перемен, коммуникабельность, энергичность, изобретательность, креативный подход к работе, полная самоотдача.

Таким образом, преодолевая кризисные ситуации на предприятии ключевую роль играет управленческий персонал. В таких ситуациях важна активизация всех имеющихся сил, знаний, умений и навыков руководящего состава. От того, насколько правильно скоординирована работа всего предприятия, насколько грамотно и профессионально ведется управление персоналом, зависит, выйдет ли предприятие из кризиса или пойдет по пути банкротства.

 

Литература:

  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.
  2. Дороніна М.С. Механізм мотивації управлінського персоналу. Наукове видання / М.С. Дороніна, Л.О. Сасіна, В.М. Лугова, Г.М. Надьон. – Х.: АдвА, 2009. – 240 с.
  3. Осовська Г.В., Осовський О.А. Менеджмент організацій. Навч. Посібн. – К.: Кондор, 2005. – 860 с.
  4. Модульная программа для менеджеров. Модуль 11. Антикризисное управление. М.: ИНФРА-М. 1999
  5. Лігоненко Л.О. Антикризове управління підприємством: теоретико-методологічні засади та практичний інструментарій. – К.: КНТЕУ, 2001. – 580 с.
  6. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.