Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Богомолец Р.С.

Как диагностировать  кризисный процесс на предприятии

Управа «Доргомилово» г. Москвы

 

В статье представлена методика диагностики кризисного состояния предприятия и определения стадии (глубины) кризисного процесса.

Ключевые слова: диагностика кризиса предприятия.

Своевременно определить начало  кризисного процесса на предприятии – одна из основных задач любого руководителя, поскольку своевременное определение негативных тенденций позволяет быстро, без негативных последствий для бизнеса, разрешить все проблемы. Как правило, экспресс- диагностика  включает в себя один или несколько показателей, рассчитанных на  базе открытой информации, доступной как внутренним так и внешним пользователям.

Очень важно определить действительно ли предприятие находится в кризисе и, если проведенный анализ это подтвердил, то на какой именно стадии кризисного процесса.  Автор предлагает кризисный процесс поделить на четыре этапа, характеризующих глубину кризиса организации. Это: потенциальный кризис (начало кризисного процесса), скрытый кризис, видимый кризис и острый непреодолимый кризис.  Дадим характеристику вышеуказанных стадий кризисного процесса.

 Зачастую кризисный процесс зарождается на пике развития компании (потенциальный кризис). Однако внешние пользователи отчетности не могут выявить назревание кризисного процесса или предпосылки к нему. Только топ – менеджмент компании может обнаружить отсутствие перспективы ее развития, диагностировать назревание кризисного процесса или предпосылки к нему, и предпринять упреждающие меры.

Следующую стадию кризисного процесса (скрытый кризис) возможно определить путем изучения отрицательной  динамики статичных финансовых показателей (прибыльности, ликвидности, эффективности и т.д.,) за длительный период (таблица 1), хотя на дату проведения анализа предприятие  еще является прибыльным и платежеспособным.

Таблица 1.

Показатели, применяемые для диагностики кризисного процесса на предприятии.

Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности организации

Показатели, характеризующие неэффективное управление активами

Показатели, характеризующие  

управление организацией

 

- снижение объема продаж;

- падение прибыльности;

- уменьшение объема свободных денежных средств;

- уменьшение собственного оборотного капитала;

- невыполнение наступивших обязательств.

 

- снижение значений показателя абсолютной ликвидности;

- снижение показателя оборачиваемости активов;

- снижение показателя оборачиваемости ТМЦ;

- снижение показателя оборачиваемости дебиторской задолженности;

- чрезмерное “старение” дебиторской задолженности;

- увеличение доли заемного капитала по отношению к величине собственного капитала организации;

- финансирование внеоборотных активов за счет оборотных средств;

- использование внешних источников финансирования на “невыгодных” для организации условиях;

- сокращение капиталовложений;

- уменьшение производственной базы;

- использование оборудования со стопроцентным износом;

- вынужденные остановки или перебои в производственном процессе;

- сокращение расходов на НИОКР.

- отсутствие долгосрочного и краткосрочного прогнозирования и планирования;

- увеличение удельного веса постоянных издержек;

- задержки в предоставлении финансовой отчетности;

- ухудшение качества продукции, увеличение количества брака, возврата товаров и жалоб заказчиков;

- снижение производительности труда;

- нарушение сроков поставок;

- неспособность адаптироваться к новым технологиям;

- текучесть кадров;

- общее недовольство работников и показатели их работы;

- увольнение работников;

- ненадлежащее исполнение Советом Директоров своих функций.

 

 

Дальнейшее углубление кризисного процесса приводит предприятие к состоянию неплатежеспособности (видимый кризис). Признаком данной стадии становится момент времени, когда оно несвоевременно или не в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам в виду недостатка денежных средств.

Диагностику неплатежеспособности, т.е. видимой стадии кризиса,  можно проводить, используя систему показателей, принятых в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Используя коэффициент текущей ликвидности, показывающий наличие ликвидных активов, достаточных для погашения краткосрочных обязательств; коэффициент обеспеченности собственными средствами, показывающий долю собственного капитала в оборотном капитале организации и свидетельствующий о покрытии внеоборотных активов собственными источниками финансирования. При этом не обязательно придерживаться  критериальных значений указанных показателей. Но значение коэффициента текущей ликвидности, приближающееся к единице и коэффициента обеспеченности собственными средствами к нулю,  как правило, при детальном анализе подтверждают факт потери платежеспособности.

Несмотря на отмену действия вышеназванного документа в 2003 году, использование указанных коэффициентов настолько прочно вошло в деловой оборот, что аналитики используют данные показатели как обязательные при анализе неплатежеспособности организации.

Для диагностики уровня финансового благополучия предприятия, возможно использование еще одного индикатора  платежеспособности, применяемого согласно  приказа ФСФО России от 23.01.2001 № 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций», Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Речь идет о коэффициенте степени платежеспособности по текущим обязательствам, который показывает за сколько месяцев организация  с помощью вырученной в ходе деятельности денежной массы,  может расплатиться по имеющимся обязательствам.

Формула расчета (уравнение банкротства) перехода от стадии неплатежеспособности к стадии несостоятельности (острый непреодолимый кризис) выглядит следующим образом: сумма внеоборотных и оборотных активов организации меньше суммы ее долгосрочных и краткосрочных обязательств, поскольку в ст. 64 ГК РФ указывается, что если всего имущества организации недостаточно для уплаты всех ее обязательств, то организация обязана ликвидироваться в связи с ее несостоятельностью. Как правило, на этой стадии кризисного процесса организация прекращает свое существование в связи с ликвидацией, сохраняя при этом «живые» продуктовые линии в виде новых юридических лиц. Иногда бизнес удается оздоровить, но при этом происходит его существенное сокращение.

В данной статье понятие несостоятельность рассматривается как экономическая категория, поскольку на территории России существует юридическое понятие банкротства, в соответствии с которым  предприятие может быть признано банкротом только арбитражным судом. Решение в суде принимается на основе анализа финансового состояния предприятия. Поэтому экономическое понимание служит основой для принятия решения в юридической плоскости.

Для диагностики несостоятельности автором предлагается использовать уравнение банкротства по балансовым показателям (на основе бухгалтерской отчетности организации), далее, для подтверждения предварительных выводов следует провести анализ уравнения банкротства на основе  рыночной стоимости имущества предприятия. Уравнение банкротства выглядит следующим образом:

(IА + IIА < IVП + VП),

где I, II,IV,V – разделы бухгалтерского баланса,

А – актив бухгалтерского баланса,

П – пассив бухгалтерского баланса.

При оценке имущества и обязательств по рыночной стоимости, правая сторона уравнения не всегда может измениться по сравнению с бухгалтерскими записями. Изменения в сторону увеличения возможны только в том случае, если в соответствии с учетной политикой организации, в бухгалтерской отчетности не отражены проценты по кредитам, начисленные пени и признанные штрафы.  В остальных случаях балансовая величина обязательств равна их рыночной стоимости. Левая часть уравнения банкротства всегда зависит от рыночной стоимости объекта, поскольку в бухгалтерских записях стоимость активов указывается по стоимости фактических затрат на их приобретение в момент оприходования имущества и осуществления записи на счетах бухгалтерского учета. Исключение составляет отчетность, составленная по стандартам МСФО. С течением времени рыночная стоимость активов меняется. Поэтому все активы следует оценить по рыночной стоимости на дату проведения анализа и сравнить величину их рыночной стоимости с правой стороной уравнения банкротства. Если условие уравнения банкротства выполняется,  подтверждается несостоятельность предприятия, которая юридически закрепляется решением арбитражного суда о признании предприятия банкротом и введении процедуры конкурсного производства (ликвидации). Если же условие не выполняется, то предприятие еще является неплатежеспособным и находится на стадии явного кризиса.

Рассмотрим более подробно последовательность применения показателей для определения стадии кризисного процесса.

На первом этапе анализа рассчитываются показатели текущей  ликвидности, обеспеченности собственными средствами и степени платежеспособности по текущим обязательствам. Если их значения 1,0; 0 и 5 соответственно или выше, то предприятие не находится в кризисном процессе или только на первых двух стадиях в соответствии с осуществленной нами классификацией, тогда на втором этапе проводится анализ тенденций ряда показателей за несколько периодов. Если тенденция положительная, можно отнести исследуемое предприятие к «здоровому» бизнесу или  переходящему на стадию потенциального кризиса, который не поддается внешней диагностике. Если тенденция отрицательная, то предприятие находится на стадии скрытого кризиса.

Если значения показателей ниже вышеуказанных, то предприятие находится на стадии видимого кризиса, и на втором этапе следует определить, не перешел ли кризис в стадию острого непреодолимого кризиса. Тогда анализируется уравнение банкротства. Если условие уравнения не выполняется, то подтверждается стадия явного кризиса предприятия, если же выполняется, то это уже стадия острого кризиса. 

За рубежом большое внимание уделяется разработке различных методик диагностики кризисного состояния организации. Это коэффициент Альтмана, Бивера, Таффлера и др. Однако большинство из них неприменимо в России, поскольку за основу берутся расчеты, основанные на статистических данных своего государства, и создается критериальная система значений показателей, пригодная для применения на территории данного государства.

 Однако следует отметить, что диагностика кризисного состояния предприятия и определение стадии кризисного процесса это только первый этап анализа, окончательные выводы можно сделать только после серьезного изучения финансового состояния предприятия при проведении комплексного обследования бизнеса с использованием более мощного инструментария и информационной базы.

Помимо количественных показателей, свидетельствующих о наступлении кризисного процесса, существует ряд признаков, которые предупреждают о наличии проблем или возможности их возникновения. Они констатируют, что проблема существует и необходимо начинать анализ не с симптомов, а с определения самой проблемы и поисков факторов ее искоренения.

Такими причинами, по мнению автора, могут быть:

Уменьшение деловой активности с клиентами. Характеризуется сокращением сделок, подтверждающим несоответствие требованиям рынка и  не позволяющим в  полном объеме удовлетворить имеющийся спрос. Решением проблемы может быть изменение стратегии.

Невыполнение целей компании. Отсутствие понимания целей компании приводит к невыполнению поставленных задач и, как следствие, не способствует успешному бизнесу.

 Автократичный стиль управления. Если в развивающейся компании менеджеры не способны грамотно распределить полномочия, то они не могут адекватно оценить свои усилия и эффективно выполнить свою работу.

Плохой обмен информацией. Отсутствие информационной открытости между руководством и служащими, неэффективно проводимые совещания, отсутствие координации между структурными подразделениями могут привести компанию к кризису.

Пренебрежительное отношение к человеческому фактору. Высокая текучесть кадров. Игнорирование этой проблемы приводит к неблагоприятному моральному климату, низким зарплатам, сворачиванию производства.

Неадекватные программы вознаграждения и материального поощрения. Создание  неблагоприятной обстановки в коллективе, поскольку в ряде предприятий поощряют сотрудников за ту работу, которую они не должны выполнять.

Неадекватный анализ рынков и стратегий.  Тщательный анализ рынка - основа принятия стратегических решений. Компания, которая начинает производство продукта до появления спроса на него, должна  провести ряд маркетинговых мероприятий, создать имидж его привлекательности, а это обходится намного дороже, чем предложение продукта, на который уже существует спрос.

Неудавшиеся планы развития. Такие планы не только истощают денежные ресурсы компании, но отнимают время, сказываются на моральном климате и создают атмосферу нежелания участвовать в бизнесе. Обычно это связано с недостатком денежных средств, некомпетентностью руководства или недобросовестно проведенных исследований сегментов рынка.

Бесконтрольный или плохо управляемый рост. Организации акцентируют свое внимание только на одном аспекте деловой активности (рост объема продаж, вспомогательная  инфраструктура и т.д.), не учитывая при этом  других, не менее важных компонентов. В результате иссякает инициатива, что не способствует росту компании.

Несвоевременное представление финансовой информации.  Отчеты,  предоставляемые несвоевременно или содержащие неточную информацию, не позволяют руководству принимать эффективные управленческие решения. Управление большинством организаций осуществляется с позиции учета прибылей и убытков, а не строится на основе учета потоков денежных средств.

Нельзя игнорировать тот факт, что многие руководители не желают замечать проблемы внутреннего характера, считая причиной неудач исключительно неблагоприятное влияние внешних факторов: развал плановой экономики, высокие темпы инфляции, увеличение стоимости сырьевых ресурсов, общее состояние экономики государства и др.

При диагностике кризисного процесса, позволяющего определить степень и стадию кризиса предприятия, не следует игнорировать вышеперечисленные факторы.

Однако вышеуказанные системы диагностики кризисного состояния предприятия не предоставляют возможности своевременного оповещения о наступлении кризисного процесса или возникновении каких-либо проблем у предприятия, они просто констатируют фактическое состояние на момент проведения анализа. Более эффективной могла бы быть система постоянного мониторинга финансового состояния предприятия.