Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Богомолец С.Р.

О некоторых вопросах финансового оздоровления предприятий

Московская финансово-промышленная академия

 

В статье рассмотрены понятийные вопросы финансового оздоровления предприятия на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: финансовое оздоровление предприятия.

Современная российская нормативная база не дает однозначного понятия термина «финансовое оздоровление предприятия». Это объясняется тем, что  до настоящего времени, несмотря на неоднократные представления проекта федерального закона о финансовом оздоровлении, он не принят.  При этом существует целый ряд подзаконных нормативных актов, вводящих и использующих это понятие.

Термин «финансовое оздоровление предприятий» не нов, он активно вошел в экономический и правовой оборот, когда в Российской Федерации в 1994 году началась работа с неплатежеспособными предприятиями с целью реализации государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий. В 1994 году неплатежеспособным предприятиям  выделялась целевая государственная финансовая поддержка в целях восстановления платежеспособности, поддержания эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирования реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

 Предприятие должно было разработать план финансового оздоровления организации (бизнес-план), предусматривающий восстановление платежеспособности предприятия. В соответствии с планируемыми мероприятиями определялась потребность в финансовых ресурсах, направленных на выполнение программы, анализировалось обеспечение мероприятий собственными и заемными финансовыми средствами,  недостающую часть планировалось покрыть из государственного бюджета или внебюджетных фондов.

Несмотря на то, что финансовые средства были выделены небольшому количеству предприятий, разработка плана финансового оздоровления (бизнес-плана)  повлекла за собой реальную работу по реализации этих мероприятий, независимо от источника финансирования. Нередко предприятия находили собственные финансовые возможности путем продажи части активов, поскольку заемные ресурсы  того периода для кризисных организаций были недоступны, в частности, вследствие высоких процентных ставок.

С точки зрения автора, деятельность предприятий в рамках вышеназванного постановления является чрезвычайно важным моментом, поскольку именно с него начался массовый процесс разработки и реализации программ финансового оздоровления предприятий. Это явилось отправной точкой для дальнейшего формирования и совершенствования процедурных процессов.

Постановление Правительства Москвы от 05.05.1998 № 354 “О мерах по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных предприятий г. Москвы” расширило рамки представления понятия  финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий, которое включает в себя комплекс мер по всестороннему оздоровлению предприятия: подготовка и реализация антикризисных программ,  привлечение инвестиций, реструктуризация долгов, оказание мер государственной поддержки, контроль за соблюдением платежной дисциплины и взыскание дебиторской задолженности и другие “досудебные и судебные процедуры по финансовому оздоровлению предприятий-должников”, которые способны восстановить платежеспособность кризисных предприятий. В этом нормативном акте процедура реструктуризации предприятий является лишь одной из мер по финансовому оздоровлению предприятий.

В настоящее время в Российской Федерации действует три федеральных закона в которых отражена процедура финансового оздоровления.

В Федеральном законе от 09.07.2002 № 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей” под финансовым оздоровлением подразумевается “комплекс мер, направленных на выработку всеми кредиторами единых условий проведения реструктуризации долгов в целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей”.

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, вводит новую процедуру банкротства (в отличие от двух предыдущих редакций) - финансовое оздоровление организации.

Механизм введения данной процедуры выглядит следующим образом.

Процедура финансового оздоровления может быть введена арбитражным судом после процедуры наблюдения на срок до двух лет при наличии ходатайства “учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия”, а также “третьего лица или третьих лиц о введении финансового оздоровления”, принимающих на себя обязанность предоставить обеспечение исполнения должником обязательств.

План финансового оздоровления и график погашения задолженности утверждается арбитражным судом.

График погашения задолженности предполагает пропорциональное погашение долгов в рамках каждой очереди всем кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, в срок не позже одного месяца до окончания процедуры.

По сути план финансового оздоровления может считаться бизнес-планом финансово-хозяйственной деятельности должника, включающий помимо погашения долгов в соответствии с графиком, осуществление целого комплекса мер, направленных на восстановление платежеспособности предприятия.

Как правило, подобная процедура применяется к перспективным организациям в условиях существующего рынка, в связи с чем собственники с целью сохранения бизнеса в своей собственности считают возможным производить дополнительные инвестиции в свой бизнес.

 Преимущество реализации данной схемы в судебной процедуре банкротства, по сравнению с внесудебными процедурами, заключается в более жестком контроле за менеджментом и достаточно длительным сроком (до двух лет) погашения задолженности. Однако необходимо отметить, что собственники редко инициируют судебные процедуры банкротства. Организации, имеющие перспективу для своего бизнеса, могут разрешать многие проблемы и во внесудебных процедурах, поэтому необходимость в дополнительных финансовых расходах на введение процедуры финансового оздоровления возникает в том случае, если по отношению к предприятию арбитражным судом уже возбуждена процедура несостоятельности. 

 По существу данный процесс возможно рассматривать как:

- обмен долга на долг, когда выплата просроченных долгов заменяется на ту же величину или увеличенную на проценты по ссуде, в результате возникает новое обязательство с новыми условиями и (или) сроками исполнения;

- обмен долга на долю в собственном капитале, когда выделенные финансовые ресурсы направляются на погашение просроченных долгов, а взамен возникает не новое обязательство, а кредитору  (им могут быть и собственники) в обмен предоставляется доля в уставном капитале. Таким образом, появляется новый собственник, или увеличивается доля владельцев. Это может сохранить существующую структуру капитала, если все собственники участвуют в процессе пропорционально доле своей собственности, или изменить ее за счет увеличения доли отдельных собственников (акционеров). 

В действующем Федеральном законе от 25.02.1999 №40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” процедура финансового оздоровления кредитной организации, учитывая специфику деятельности кредитной организации, рассматривается как мера по предупреждению банкротства и включает следующие направления.

1. “Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами”, что идентично работе, проводимой в процедуре финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”.

Финансовая помощь может быть оказана в виде выделения финансовых средств или размещения денежных средств на счетах кредитной организации, предоставления поручительств, отсрочки и (или) рассрочки платежа, прощения долга, направления прибыли кредитной организации на меры по ее финансовому оздоровлению, новации и др.

2. Изменение структуры активов кредитной организации, предусматривающее:

  • улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;
  • приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
  • сокращение расходов кредитной организации;
  • продажу активов;
  • иные меры.

3. Изменение структуры пассивов кредитной организации путем увеличения собственных средств (капитала) кредитной организации, снижения удельного веса краткосрочных обязательств и увеличения удельного веса среднесрочных и долгосрочных в общей структуре пассивов и иных аналогичных мер.

4. Изменение организационной структуры кредитной организации, которое осуществляется изменением состава и численности сотрудников, сокращением расходов на содержание аппарата управления, оптимизации структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации и другими способами.

Реализация мер по финансовому оздоровлению кредитной организации также предусматривает разработку и утверждение Банком России плана финансового оздоровления кредитной организации, который “…должен в обязательном порядке содержать:

- оценку финансового состояния кредитной организации;

- указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;

- меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

- мероприятия по получению дополнительных доходов, возврату просроченной дебиторской задолженности, изменению организационной структуры кредитной организации;

- срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации”. 

 Выполнение всех вышеназванных мероприятий призвано обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации. При этом оценивается и возможность устойчивого развития кредитной организации на перспективу, т. е. ее конкурентоспособность в плане квалификации ее персонала, объема и качества предлагаемых услуг, уровня банковских технологий, сервиса, наличия устойчивой клиентской базы и источников доходов.

Следовательно финансовое оздоровление кредитной организации рассматривается в более широком контексте, чем финансовое оздоровление предприятий согласно Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”. Оно предусматривает не только санационные, но и возможность применения реорганизационных мер, а также использование методов реструктуризации для оздоровления кредитной организации.

Таким образом, по мнению автора, понятие “финансовое оздоровление”, как общее во всех представленных схемах, предусматривает привлечение дополнительных финансовых ресурсов, направленных на оздоровление предприятия. Между тем, сами по себе они не решают задачи преодоления кризисного процесса в организации, а лишь являются одним из тех необходимых (но недостаточных) положительных фактор-ресурсов, способных ускорить процедуру оздоровления бизнеса. Поэтому комплекс мер, затрагивающий все направления финансово-хозяйственной деятельности организации с целью вывода компании из кризиса и возврата ее в состояние эффективно действующего бизнеса, является необходимым требованием.

Даже краткий анализ законодательных инициатив, проводимых Правительством Российской Федерации, позволяет сделать вывод, что оно ограничилось созданием методов и механизмов, применимых к конкретным группам предприятий, находящихся в кризисном состоянии. При этом не существует общего системного подхода к проблеме финансового оздоровления применительно к любой группе предприятий и, как следствие, отсутствует четкое определение термина «финансовое оздоровление».

Методологические принципы исследования финансового оздоровления предприятий начали прорабатываться специалистами только в последние годы, когда всплеск кризисных процессов на предприятиях стал достаточно массовым.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовое оздоровление предприятия по своей сути является процессом структурного оздоровления, затрагивающим все аспекты его финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и вопросы финансирования. Учитывая современную степень развития законодательной базы, представляется целесообразным использовать термин «финансовое оздоровление» в более широком контексте, имея в виду, прежде всего, структурное оздоровление предприятия.

Под финансовым оздоровлением предприятия следует понимать: разработку и реализацию комплекса мер по оптимизации всех функций и бизнес - процессов предприятия, находящегося в кризисном состоянии, направленных на возврат его в состояние “здорового бизнеса” (эффективного хозяйствующего субъекта), приводящих к повышению капитализации предприятия.