Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 658(311.219.1)167.1

Блудова А.А.

Проблемы креативного

и эвристического менеджмента

Украинская инженерно-педагогическая академия

 

The study of influence of creative and heuristic management on acceptance of administrative decisions in the period of developing in Ukraine crisis and absence of effective methodical vehicle.

Key words: creative management, heuristic management, creative potential, administrative decisions, personality..

Изучение влияния креативного и эвристического менеджмента на принятия управленческих решений в период развившегося в Украине кризиса и отсутствия эффективного методического аппарата.

Ключевые слова: креативный менеджмент, эвристический менеджмент, творческий потенциал, управленческие решения, личность

Заниматься проблемами креативного и эвристического менеджмента сле­дует уже потому, что совершенно необходимо добиваться повышения качества управленческих решений и их интенсификации на всех уровнях - от общегосу­дарственного до отдельного рабочего места. И нет никаких оснований отклады­вать эту трудную работу, как подчас полагают, «на потом»: дескать, не до того сейчас, нам бы: как-нибудь страну из кризиса вытащить. На самом деле одна из существенных, причин и самого кризиса, и того, что таким затяжным и мучи­тельным оказывается процесс выхода из него, как раз и состоит в недопустимо низком качестве управленческих решений, принимавшихся (и принимающихся) импульсивно, импровизационно, без сколько-нибудь серьезной проработки с позиций современного менеджмента.

Для того чтобы добиться успеха в таком деле требуется, конечно, многое. Начать стоит с того, что необходимо определить и ввести в действие новые, лучше обоснованные с научных позиций и психологически более совершенные методы подготовки исходной информации для лиц, принимающих решения: (ЛПР). Такие методы призван дать креативный менеджмент Особая сложность решения данной проблемы состоит в том, что нужно, с одной стороны, перера­батывать огромный массив исходной информации (в настояшее время в любой предметной области она накоплена в объемах, еще недавно показавшихся бы: фантастическими), с другой, - учитывать специфику ЛПР и характер их дея­тельности: ведь каждый из них, как и все люди, обладает определенными навы­ками, характером, стереотипами, и все это надо держать в поле зрения, предла­гая исходную для принятия решений информацию. Способы и формы выявле­ния и лучшего применения потенциала личности, участвующей в процессе соз­дания интеллектуального продукта, - сфера эвристического менеджмента. Со­вершенствование управления творческим потенциалом личности: и коллектива предполагает в современных условиях решение ряда задач, Вот некоторые из них, представляющиеся важнейшими.

Во-первых, это развитие (увеличение) творческого потенциала. В педагогической литературе не раз декларировался переход от репродуктивной системы обучения к креативной (ее еще иногда называют проблемной, целевой и т.п.). В центре здесь «пронизывание» всей системы непрерывного, образования линий на усиление способностей к принятию нетривиальных решений (индивидуальных и коллективных). Но этого нельзя добиться без соответствующего менеджмента. Введение в учебный процесс креативного и эвристического менеджмента радикализирует весь процесс освоения знаний, умений и навыков, так как благодаря применению качественно иного методического аппарата поднимает творческий потенциал на более высокий уровень. Опыт показывает, что использование креативно-эвристических методик в научно-техническом творчестве позволяет увеличить эффективность работы научных и инженерных коллективов в несколько раз. Однако этот богатый опыт сейчас почти не применяется для совершенствования принятия управленческих решений: в экономической и организационной сферах. Такую ситуацию объяснить нетрудно: речь идет об объектах анализа, более сложных по сравнению с техническими системами. Но объяснение недостатка, естественно, не обеспечивает его устранения.

Во-вторых, надлежит добиваться раскрепощения индивидуальности - как в обособленном функционировании личности, так и в участии последней в дея­тельности коллектива. Здесь проблемы упираются прежде всего в современную систему воспитания личности, - увы, фактически нацеленную на подавление оригинальности, своеобразия, неординарности. На креативный и эвристический менеджмент в данной связи надо рассчитывать как на ориентир и, в то же вре­мя, если можно так сказать, на прочный якорь в борьбе с однотипностью, «штампованностью», заурядностью. Человек, владеющий методами указанных видов менеджмента, осуществляет по определенным правилам мониторинг сво­ей мыследеятельности так, чтобы добиваться адекватности использования имеющегося творческого потенциала выдвигаемым целевым установкам.

В-третьих, имеется в виду достижение оптимизации усилий и ресурсовложений, направляемых на совершенствование методического аппарата деятельности специалистов. В данной связи правомерно отметить, что разразившийся в Украине кризис в очень большой степени связан с отсутствием эффективного методического аппарата, позволяющего отслеживать и прогнозировать функционирование систем в переходные периоды. Тот методический аппарат, который оказался в распоряжении нынешних специалистов, был пригоден для осуществления действий в стабильных и квазистабильных условиях; значительное отклонение от них отбрасывает ситуацию в пространство интеллектуальной целины. Правда, в самое последнее время стали появляться разработки, ориентированные на антикризисное управление. Однако едва ли есть основания утверждать, что мы в этой области сделали уже нечто большее, чем самые первые шаги. Дальнейшее продвижение, несомненно, имеет одним из условий развитие креативного и эвристического менеджмента, пока еще тоже находящееся у нас в начальной фазе.

В креативном менеджменте, как и в любой другой науке, выделяют теоретические и прикладные аспекты. Теория креативного (как и эвристического) менеджмента является составной частью теории творчества. Последняя в зави­симости от области использования имеет много разновидностей (теория науч­но-технического, теория художественного творчества и т.п.), которым соответ­ствуют разновидности креативного и (или) эвристического менеджмента.

Прикладные аспекты креативного менеджмента связывают прежде всего с инновациями и нововведениями. Проблемы креативного менеджмента организационно смыкаются с управлением кадрами, когда требуется создавать так называемые временные творческие коллективы.