Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Щанкина Н.С., Лебедева Л.А.
 
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
 
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
 
Введение. Важнейшей формой социального бытия человека является общение, неотъемлемой стороной которого считается познание других людей: партнеров, коллег, друзей, подчиненных и т.д. От того, в какой мере будет адекватным и эффективным этот процесс, напрямую зависят результаты общения и совместной деятельности. Поэтому разработка проблемы межличностного познания имеет большое практическое значение и актуальность.
Существуют и теоретические основания для исследования данной проблемы. Ее разработка тесно связана с решением многих фундаментальных проблем психологии, таких, как проблема общения, деятельности, личности, сознания, самосознания, познавательных процессов и др. В настоящее время в той или иной степени представляются  изученными следующие аспекты этой сложной проблемы: психологическая характеристика человека как объекта познания (А. А. Бодалев, М.М. Бахтин, К. Роджерс, Т.А. Флоренская и др.), зависимость межличностного познания от индивидуальных, возрастных, половых, профессиональных, национально-этнических и других особенностей субъекта познания (А.А. Бодалев, О.Г. Кукосян, M. Argyle, S.Ceci и др.), роль в познании социальных представлений, эталонов, стереотипов, имплицитных теорий личности, каузальных схем и других внутренних средств (А.А. Бодалев, В.Н. Куницина, В.Ф. Петренко, М. Daviеs, S.Ceci, S. Moscoviсiи др.), психологические особенности и механизмы первого впечатления                      (А.А. Бодалев, Г.В. Дьяконов, В.Н. Панферов, M. Cook и др.), развитие процессов межличностного познания  (А.А. Бодалев, В.А. Гуружапов и др.), связь межличностного познания и совместной деятельности (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева и др.), формирование процессов межличностного познания (Л.А. Петровская и др.). Среди многочисленных направлений исследований почти не представлена проблема межличностного познания у людей с интеллектуальной недостаточностью. Она оказалась вне поля внимания как в общей, так и в социальной психологии. Между тем ее разработка имеет большую теоретическую и практическую значимость. В частности, недостаточно изученным остается вопрос о влиянии умственной отсталости на межличностное познание. Это определяет актуальность и новизну поставленной проблемы исследования.