Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Шевцов С.П.
ПРВОСОЗНАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ КАТЕГОРИЯ
Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова
 
Введение. В отношении нашего общества и его культуры часто отмечают как одну из характерных особенностей присущее им негативное отношение к праву. Иногда это называют «правовым нигилизмом», иногда – негативным (низким) правосознанием. Сформулировать задачу данного исследования можно следующим образом: что представляет собой правосознание и как оно формируется?
Когда речь заходит об отношении к праву в рамках той или иной культуры, то искать его истоки нужно в «длительном времени» (lalonguedrée), как называл его Ф. Бродель. Начало формирования уходит в историю и его придется отыскивать именно там.
Если ограничиться периодом до 1917 года, то тем самым мы ограничим и пространство: исследование помещается в пределах территории царской России. Вместе с тем, право – часть культуры (иногда говорят о «правовой культуре»), поэтому вопрос о том, насколько возможно рассматривать отношение к праву вне культуры как целого представляется существенным.
1. Актуальность данной проблемыможно обозначить в двух аспектах: во-первых, в практическом плане – как актуальность как действенность и важность для нашего общества здесь и сейчас, а во-вторых, в академическом плане – с точки зрения существующих теорий. И в том и в другом отношении данная проблема отличается, пожалуй, избыточной актуальностью: отношение к праву и его восприятие обществом – одна из традиционных болезней нашего общества, что же касается попыток осмыслить ситуацию, то здесь в равной степени можно говорить как о множестве (и о некоторых будет сказано ниже),так и о полном вакууме, так как, насколько мне известно, не существует на сегодняшний день ни одного исследования специфики отечественного отношения к праву и правовой культуры.
На первый взгляд, с понятием «правовая культура» все обстоит достаточно ясно: оно характеризует, с одной стороны, господствующее в том или ином обществе отношение к праву, а с другой, уровень развития правовой системы. Но на самом деле это скорее два основных значения термина «правовая культура». Связь между этими сторонамибезусловно есть, но было бы преждевременно утверждать, что они представляют собой «равновеликие величины». Между значением термина и сущностью обозначаемого им феномена вовсе не обязательно существует тождество. В принципе возможна, скажем, заимствованная или доставшаяся «по наследству» развитая правовая система, при сдержанном или даже негативном отношении к ней. Возможно, подобный дисбаланс со временем необходимо будет устранен, но едва ли кто может сказать, как происходит подобное «выравнивание» и сколько времени оно требует.