Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Зайцева С.Е.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
 
Введение. Педагогика признает тот факт, что становление личности – это процесс ее развития через коммуникацию и деятельностное общение. Следует отметить, что формирование профессиональной коммуникативной компетентности специалиста – это еще не в полной мере исследованная проблема. В наше время вопрос воспитания личности профессионала встает достаточно остро.
Так как предметом настоящего исследования является процесс формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста, то следует пояснить, какой смысл вкладывается в понятие «формирование». В данном исследовании делается акцент на определение Л.Д. Столяренко о том, что формирование личности есть процесс изменения ее в ходе взаимодействия с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности [16].
Общепризнано, что категория «коммуникативная компетентность» - феномен междисциплинарный, отражающий достижения разных направлений языкознания, педагогики, психологии, философии и других наук.
Термины «коммуникативный» и «компетентность» в сочетании «коммуникативная компетентность» одним из первых были употреблены американским лингвистом Делом Хаймсом [23]. Придавая особое значение ситуативной обусловленности, влекущей за собой определенные погрешности, оговорки или ошибки в речи человека, и, тем самым, указывая на недостаточность понятия «идеальный коммуникант», Д. Хаймс вводит понятие «коммуникативная компетентность», которое относит к способности человека гибко, точно и быстро использовать язык в меняющихся социальных ситуациях.
Идея Д. Хаймса заключается в том, что коммуникант должен обладать большими навыками и умениями, чем просто лингвистической компетентностью, т.е. коммуниканту необходимо знать, как тот или иной язык используется другими представителями языкового сообщества.
Чтобы вести полноценное общение, полагает Д. Хаймс, недостаточно знать язык, его систему, надо также знать, как ею пользоваться в зависимости от социального контекста, т.е. социокультурных условий реализации коммуникативного акта [23].