Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 612.843.7-053.2:[612.846.81/.82:617.751.6]-053.2

Волокитина Т.В., Зотова А.А., Шлай Е.В.

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ 6–8 ЛЕТ  С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

 

Проведено исследование зрительного восприятия детей 6–8 лет с нормальным и нарушенным зрением с использованием «Методики оценки уровня развития зрительного восприятия у детей 5–7,5 лет» авторов М.М. Безруких, Л.В. Морозовой. У дошкольников с нарушением зрения выявлено отставание уровня сформированности помехоустойчивости зрительного восприятия, избирательности и оценки зрительной информации. В 7–8 лет у детей с косоглазием и амблиопией наблюдается замедление темпов реализации константности зрительного восприятия.

Ключевые слова: дети дошкольного и младшего школьного возраста, косоглазие, амблиопия, зрительное восприятие, компоненты зрительного восприятия, возрастной норматив зрительного восприятия.

The study on visual perception of 6-8-year-old children with normal and disturbed sight with using «Estimation method of visual perception development of 5-7,5-year-old children» by M.M. Bezrukikh, L.V. Morozova. Backwardness of maturity level of visual perception noise stability, selectivity and visual information estimation was disclosed at the preschoolers with sight disturbance. The children with strabismus and amblyopia at the age of 7-8 have rate deceleration of visual perception constancy realization.

Key words: preschoolers and children of primary school age, strabismus, amblyopia, visual perception, visual perception components, age visual perception standard.

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения требуют обязательного учёта психологических и психофизиологических особенностей каждого ребёнка, создания оптимальных условий для полноценного развития. Это становится особенно актуальным для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья. В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей, имеющих зрительную патологию. При этом заболевания глаз занимают первое место в нозологической структуре детской инвалидности и составляют 9,67 на 10 тысяч детей в возрасте до 15 лет. Известно, что среди заболеваний глаз самыми распространенными являются косоглазие и амблиопия (от 15 до 3 % детей). Зрительная система детей с нарушением зрения наиболее подвержена неблагоприятным воздействиям, особенно в сенситивный период развития, к которому относится дошкольный и младший школьный возраст [1].

Изучение зрительного восприятия как многозвеньевой системной функции, включающей кодирование и анализ свойств объекта, их мультимодальную конвергенцию, идентификацию объекта, оценку его значимости, необходимо для решения проблем обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями [2].

При изучении особенностей зрительного восприятия у детей-северян 5–8 лет с нормальным зрением были выявлены трудности реализации отдельных компонентов зрительного восприятия [3, 4]. Известно, что у детей при нарушении зрения отмечаются фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность, вербализм, ограниченность круга образов. Перечисленные нарушения снижают уровень зрительного восприятия, развитие наглядно-образного мышления, что требует особой организации учебной деятельности слабовидящих. Поэтому представляется актуальным изучение зрительного восприятия детей предшкольного и младшего школьного возраста на этапе адаптации к учебным нагрузкам.


ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.