Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

УДК 719

Царев А.И.

РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА МАЛЫХ ГОРОДОВ

Московский государственный строительный университет

 

The historical center of small towns for today needs careful protection and competent reconstruction. Realization of it is possible at a mutual consent of public authorities, specialists in the field of restoration and the public of any reconstructed towns. The main aim of carrying out of such actions – is to improve quality of life of townsfolk and to raise authority of a country town.

Keywords: a small city; the historical center; restoration; esthetic value; a volume-spatial composition.

Исторический центр малых городов на сегодняшний день нуждается в бережной охране и компетентной реконструкции. Осуществление это возможно при взаимном согласии органов государственной власти, специалистов в области реставрации и общественности данного реконструируемого города. Основная цель проведения данных мероприятий – улучшить качество жизни горожан и повысить авторитет провинциального города.

Ключевые слова: малый город; исторический центр; реставрация; эстетическое значение; объемно-пространственная композиция.

Жизнь города, зародившегося еще в далекие времена, проходит в совершенно ином историческом периоде. Город формировался и проектировался как среда для пребывания человека, пропорционально его возможностям и способностям. Нынешнее значение города имеет другой характер, а именно приспособление к современным транспортным средствам и постоянному укрупнению территории. Исторический город не сможет отвечать современным потребностям человечества в полной мере, которое ему диктует время, и мы не должны пожертвовать памятниками истории и культуры ради развивающейся комфортабельности.

Основное решение сохранения исторических центров малых городов является осуществление в нем пешеходной зоны. Это является максимальным приспособлением современного времени к позапрошлым векам, запечатленным в архитектуре. Сохранность городского ядра, как памятника XVIII-XIX вв. есть главная задача современных реставраторов и градостроителей. Такого расцвета русской архитектуры в провинциальных городах больше не проявляется, поэтому нужно еще глубже проанализировать невосполнимый остаток архитектурного наследия.

При рассмотрении пути реставрации городского пространства имеются три основных направления, которые видел в 1948 г. Д.Де Анджелис дОссат на Пятом национальном конгрессе историков архитектуры в Перудже. Докладчик указал на различные позиции в современной реставрации. Первая предлагает ограничиваться консервацией разрушенных памятников. Другую позицию формируют сторонники интегральных целостных реконструкций. Они полагают, что на основе имеющейся информации можно восстановить здание почти с идеальной точностью. Третья позиция, отмечаемая докладчиком,- модернистская. Модернисты «высокомерно утверждают», что репрезентативное восстановление не возможно, города и здания должны восстанавливаться в формах современности. Де Анджелис называет все три позиции абстрактными и оценивает их предложения как тупиковые [1, с. 37].

Спустя полвека пересматривая эти позиции, открывается возможность осуществления одного из направлений. Интересы модернистов откланяются сразу, так как это влечет к полнейшему исчезновению исторического прошлого. Эта самая неудачная тенденция для городского центра малого исторического города, хотя на сегодняшний день это господствующая идея, проявляющаяся в лозунгах: «Старому городу современный облик». Во многих городах, не только малых, но и больших, наблюдается плачевная ситуация уничтожения городского ансамбля внедрениями новых форм. В больших городах этот процесс почти не обратим, а в малых городах еще есть возможность сохранить историко-архитектурную среду.

Очень ярко выражается идея консерватизма в брошюре М. Дворжака, вышедшая вторым изданием в 1918 г. в Австрии под названием «Катехизис охраны памятников». Дворжак подчеркивает недопустимость воссоздания утраченного: даже достоверно воссозданы элемент будет чужим в памятнике, «потому что в нем отсутствует прошлое, которое выявляет себя, как человеческий почерк, в каждой линии» [3, с. 14]. Для сохранения исторических центров городов метод консервации, как основной, не подходит. Такие действия возможно применять только в отдельных случаях, к тем сооружениям, которые стоят обособленно от городской структуры, например сооружения фортификационного назначения, предавая им руинированный вид.

Другой участник того же конгресса 1948 г. расставил акценты несколько иначе. Д. Пика отметил, что теория научной реставрации порождала атмосферу мучительной неопределенности, стремясь сохранить каждую историческую мелочь. Переделки и инородные включения считались осквернением монумента. Памятник же - не музейный экспонат, а часть жизни, он способен к трансформации. С должной осторожностью его надо приспосабливать к новым потребностям. Памятник не является предметом исключительно научного интереса для специалистов, у него есть иная общественная функция – эстетическая. Реставрация должна стать делом современных архитекторов, а наследие – найти душевный контакт  с современностью [4, с. 127]. 

Памятник архитектуры несет в себе два основных значения: историческое и эстетическое. Историческая составляющая важна узкому кругу специалистов, а эстетическая – всему обществу, проживающего в конкретном городе и приезжающего для культурного наслаждения. Изучение старинных проектов и исторических материалов, а также непосредственно объект обследования является важным этапом в начале реконструкции. В результате этой работы могут выявиться те моменты, что не все идеально было в прошлые времена. На этот случай встает теория «критической реставрации».

Данную теорию развивали преимущественно Р. Пане и Р. Бонелли. Термин «критическая реставрация» подразумевает необходимость  оценить степень важности каждой составляющей  памятника  с точки зрения ее исторической, но прежде всего  -  эстетической ценности. Пане писал: «Следует взвесить, имеют ли некоторые элементы или не имеют характера искусства, поскольку в случае отрицательного ответа то, что скрывает или прямо-таки нарушает истинно прекрасное изображение, вполне законно устранить и, следовательно, отважиться на предпочтение, навеянное самой  критической оценкой. Конечно, и безобразное  принадлежит истории, но из этого не следует, что ему нужно посвящать те же заботы, которые по достоинству заслуживают только прекрасное» [4, с. 112].

Каждая реставрация – компромисс между старыми научными требованиями и не менее старыми и точными требованиями эстетическими. Почему современный архитектор не имеет права оставить свой след там, где все предшествующие эпохи оставили свой? [4, с. 130]

Использование данной теории в современном мире очень близка для воплощения, дающая возможность художественного осмысления дошедшего до нас наследия. Это очень трудоемкий процесс, так как требует от специалистов знание истории создания архитектурного  пространства и обладание не просто  художественным вкусом, а знание классических канонов и пропорций, используемых в строительстве исследуемых веков.

 

Литература:

1. Рыцарев К.В., Щенков А.С. Европейская реставрационная мысль в 1940-1980-е годы: Пособие для изучения теории архитектурной реставрации. Изд. 2-е. – М.: КомКнига, 2010.

2. Brandi C. Teoria de restauro. Torino. 1977.

3. Dvorak M. Katechismus der Denkmalpflege. Wien, 1918.

4. Perogalli C. Monumenti e metodi di valorizziazione. Saggi, storia e caratteri delle teoriche sul restauro in Italia, del medioevo ad oggi. Milano, 1954.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.