Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 711,72.01,72.03

Штомпель Л. О.

ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАДИГМЫ ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

ОАО Проектный институт «Горжилпроект»

В данном докладе рассматриваются основания смены парадигмы восприятия пространства под влиянием электронных форм коммуникации.

Ключевые слова: архитектурное пространство, аудиальная логика, визуальная логика,  пространственная неоднородность, Интернет.

This report examines the bases of change of a paradigm of perception of space under the influence of electronic forms of communications are considered.

Key words: аrchitectural space, the sound logic, the visual logic, spatial heterogeneity, the Internet.

«Пространство, а не камень – вот материал архитектуры» - сказал           Н. А. Ладовский. К этой формуле необходимо добавить: «пространство, воспринимаемое человеком», ибо архитектура рождается в отношении между человеком и пространством, и одно и то же архитектурное пространство людьми разных культур, разных эпох читается и обживается по-разному.

Как же меняется восприятие пространства в наше время и как это отражается на развитии современной архитектуры?

В связи с этими вопросами актуализируются идеи Маклюэна о «внешних расширениях человека». Эта метафора подчеркивает, что по сути своей любая используемая технология выносит ту или иную функцию нашего тела вовне: одежда – это «расширение» нашей кожи, автомобиль – «расширение» ног, а средства коммуникации –  «расширение» нервной системы. И как таковые, они во многом определяют наше мышление и восприятие.

Действительно, когда появляется технологически новая форма коммуникации, неизбежно происходит изменение соотношения чувств, при помощи которых воспринимается внешний мир. Сам способ обмена информацией в значительной мере определяет логику организации этой информации, независимо от содержания сообщения.

Этот процесс не мгновенный. На первых порах новые коммуникационные технологии имитируют формы старых (например, письменность первоначально была неотделима от речи – для того, чтобы прочитать что-либо, люди проговаривали буквы вслух и воспринимали уже свой голос, а не напрямую текст. Сейчас мы все знаем Интернет, наполненный печатными текстами -  это результат огромной инерции, которой обладает письменная культура, а не дань технологической необходимости). Новая технология коммуникации оказывает свое влияние на мышление по мере ее (технологии) «культурного насыщения», что может занять многие годы. Но по мере того, как это происходит, парадигма организации опыта испытывает комплексную трансформацию.

Можно выделить следующие важнейшие этапы эволюции коммуникации, оказавшие влияние на развитие восприятия архитектурного пространства:

  • § дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира;
  • § письменная культура, завершающаяся «галактикой Гутенберга», эпоха индивидуализма, национализма и промышленных революций;
  • § современный этап («электронное общество», «глобальная деревня», задающий посредством электронных средств коммуникации многомерное восприятие мира по типу восприятия акустического пространства.

Сегодня Интернет становится (для многих людей уже стал) основной формой коммуникации. В чем же особенности этой формы, как она влияет на соотношение чувств, способ организации опыта и парадигму восприятия? В частности, парадигму восприятия пространства?

1. Мультимедийность. Как и другие электронные технологии коммуникации, Интернет предоставляет широкие возможности для комплексного воздействия на органы чувств. Характерное для письменной культуры доминирование визуальных форм организации опыта все более сглаживается. Возвращают свое значение аудиальные формы, характерные в прошлом для дописьменных первобытных культур.

Визуальная логика требует композиции, воспринимаемой как целостность с фиксированной точки зрения. Восприятие растянуто во времени, линейно и последовательно. Визуальная культура поддерживает процессы разъединения, специализации и обособления.

Аудиальная логика, напротив, имеет дело с моментальными фрагментами, которые могут быть рассмотрены в любой последовательности (одновременно являясь «целостностью» за счет общей структуры или гармонии). Аудиальная культура поддерживает процессы объединения и «спутывания».

Визуальное пространство линейно и гомогенно и представляет собой «бесконечную протяженность трехмерного поля, в которой находятся материальные тела». Организация визуального пространства сопряжена с сегментацией – как физически (на отдельные объемы), так и композиционно (наиболее характерной особенностью здесь является тяготение визуально ориентированной архитектуры к ортогональным формам  - формам, отрицающим и как бы отменяющим текущее, мягкое пространство природы снаружи здания).

Звуковое пространство всеобъемлюще и открыто, оно неоднородно и организуется не созданием закрытых пространств, а путем создания «силовых линий» и отношений между пространствами. Классический пример аудиального пространства – пещера первобытных людей. Точнее та ее часть, где люди жили – область между агрессивным внешним миром и не менее опасным темным миром бесконечно переплетающихся туннелей в глубине. Область, не отгороженная ни от одного из этих миров, но тем не менее формирующая собственное особое пространство.

Примером визуально ориентированного пространства могут служить здания классицизма – стиля, появившегося вслед за распространением печати.

Элементы аудиально ориентированного пространства появляются в архитектуре одновременно с развитием электронных средств коммуникации – свободная планировка, открытое, перетекающее пространство.

2. Скорость. Для обычного человека с увеличением скорости коммуникаций пространство Земли сжимается, а время ускоряется. Процесс глобализации оказывает свое влияние и на архитектуру, но т.к. концепция «Глобальной деревни» широко известна, я не буду подробно останавливаться на этом вопросе. Общей стала ссылка на глобализацию, но этот термин не должен заслонять от нас сути происходящих процессов.

В рамках данной статьи интереснее рассмотреть другой аспект увеличения скорости – оно  допускает крайнюю степень пространственной неоднородности.  Это выросло в настоящую проблему для современных городов – они более приспособлены для функционирования «внешних расширений человека», чем для жизни людей.

Джейн Джейкобс в своей книге «Жизнь и смерть больших американских городов» приводит весьма показательный пример - ситуацию, сложившуюся в современном ей (60-е годы ХХ века) Лос-Анжелесе.

Для решения транспортной проблемы администрация города предпринимала весьма энергичные шаги – расширялись дороги, создавались новые парковочные места. Первоначально это давало эффект, но после некоторого предела транспортная проблема начала лишь усугубляться. Как же это получилось? Дело в том, что город превратился в «асфальтированную пустыню». Площади, отданные под расширение дорог и размещение парковок настолько увеличили расстояния между объектами инфраструктуры, что передвигаться по городу пешком стало невозможно. Отвести ребенка в детский сад, купить хлеба, погулять по парку – для всего этого отныне требовался автомобиль. В результате количество автомобилей возросло в разы, что и свело на нет все усилия по решению изначальной проблемы.

Транспортная система в своем развитии достигла того, что Кеннет Боулдинг назвал «границей прорыва»: момент, когда система внезапно меняется и превращается в другую систему, или проходит в своих динамических процессах точку необратимого изменения. Расширение дорог улучшало транспортную ситуацию, но, пройдя «границу прорыва», начало резко ее ухудшать.

Причиной появления «точки прорыва» может быть как последовательное развитие системы, так и взаимное проникновение двух систем.

Интернет является наиболее динамично развивающимся «внешним расширением человека» начала XXI века. К чему приведет проникновение Интернет-концептов в архитектуру и градостроительство?

Хотя Маклюэна, предсказавшего появление глобальной информационной сети и мира «Глобальной деревни», заслуженно называют «Пророком из Торонто», сегодня мы видим, что современные электронные формы коммуникации имеют особенности, не описанные в трудах классика. Изучение их влияния на архитектуру и восприятие пространства является актуальной и интересной темой для дальнейшего исследования.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.