Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

УДК 338

Каменева Н.А.

Инновационный процесс в России: масштабы, качество, факторы и результаты

ФГОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Введение

В обеспечении динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям и их внедрению в процессе инновационной деятельности. Инновационная деятельность предполагает непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Все это требует постоянного реформирования всех сфер общественной жизни и экономической деятельности и формирования конкурентоспособной инновационной экономики.

В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального общества. В постиндустриальном обществе ведущая роль принадлежит информационным технологиям и компьютеризированным системам, высоким производственным технологиям, являющимися результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов и основанных на них инновационных технологиях, инновационных систем и инновационной организации различных сфер человеческой деятельности.

Создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века.

Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.

Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность, которая охватывает автоматизацию проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизацию ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-распорядительной деятельности, многоязычный компьютерный перевод, диагностику и распознавание образов и т.п. [9].

Экономика общества является инновационной, если в обществе:

1. любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т.п.), инновационной деятельности, инновационных процессах;

2. производятся, формируются и доступны любому индивидууму, группе лиц и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;

3. имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития, и общество в состоянии производить всю необходимую многоплановую информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества и, прежде всего, научную информацию;

4. происходит процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления; осуществляются радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;

5. доброжелательно воспринимают новые идеи, знания и технологии, готовы к созданию и внедрению в широкую практику в любое необходимое время инноваций различного функционального назначения;

6. имеются развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность; она должна быть универсальной, конкурентоспособно осуществляющей создание любых инноваций и развитие любых производств;

7. имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инноватики и инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий.

Базовыми понятиями инновационной экономики являются инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура. Широкое толкование инновационной деятельности охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, и смешивает научные и инновационные приоритеты, порождая ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Следует исходить из следующего понимания научно-технического прогресса: научно-технический прогресс целесообразно разделить условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие - составляющую научно-технических достижений и составляющую производственно-технических достижений.

В первом случае результатами научно-технического прогресса является научные достижения - новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии на принципиально новых физико-химико-биологических принципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются производственно-технические достижения - инновации, создание которых предполагает:

1. профессиональное целенаправленное развитие и доведение результатов научно-технических достижений до создания новых технологий, новых систем, машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т.п.;

2. практическую реализацию созданных результатов производственно-технических достижений потребителю либо через рынок, либо через механизм «заказ – исполнение»;

3. обеспечение эффективного использования и эксплуатации созданного инновационного продукта;

4. исследование и получение новых научно-технических достижений (если таковые отсутствуют), необходимых для создания и реализации востребованных рынком или заказчиком инноваций.

Под инновационной деятельностью следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в общественной практике “под ключ” производственно-технических достижений - инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения передовых достижений отечественной и мировой науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых или создаваемых предприятиях.

Отсюда следует, что насыщение инновационной активности - важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.

Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она, как “архимедовы рычаг и точка опоры”, способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Исходя из такого понимания, инновационную инфраструктуру представляют как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной.

Основные направления государственной политики в области инноваций

В.В.Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2010 г.» 08.02.2008 отметил, что несмотря на отдельные успехи последних лет, России пока не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития. Наряду с подъемом в  энергетике в росте добычи сырья проходила лишь фрагментарная модернизация экономики, что неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за Россией роли сырьевого придатка мировой экономией, а в дальнейшем влечет за собой отставание от ведущих экономик  мира и вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров, невозможности обеспечить ни безопасность и суверенитет страны, ни ее нормальное развития [8].

Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

Темпы инновационного развития должны быть значительно выше.

В инновационной стратегии особый акцент был сделан в ряде направлений:

1. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, зависит будущее России. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сфера образования должна быть базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.

2. Главная проблема российской экономики – это неэффективность, недопустимо низкая производительность труда, что крайне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции. В основных секторах показатель повышения производительности труда должен быть увеличен  как минимум в 4 раза за 12 лет.

3. Сформированная национальная инновационная система должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновацию.

4. Развитие базовых секторов экономики – глубокая переработка природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.

5. Масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики, изменение практически всех используемых в России технологий, парка машин и оборудования. Как правило, лучшие технологии - самые энергоэффективные, энергосберегающие, экономичные и экологически чистые.

6. Необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций.

7. Развитие финансовой инфраструктуры [8].

Конкретные направления социально-экономической политики сконцентрированы на решении трех ключевых проблем:

  • создание равных возможностей для людей;
  • формирование мотивации к инновационному поведению;
  • радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда.

Результат этих решений - вхождение России в число мировых технологических лидеров. Для реализации поставленных целей нужны совершенно новые требования к  государственному управлению. Главная оценка работы государственных органов управления - реальные результаты в построении инновационного общества.

Д.А.Медведев в своем выступлении 15.02.2008 на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом» подчеркнул, что главным ориентиром развития страны является развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности, а также формирование широкого среднего класса [8].

Период отдельных единичных решений в экономике пройден. Нужны системные преобразования. Для новой экономики нужен принципиально иной подход: экономика стимулов к инновациям, а не экономика директив, опора на частную инициативу, мотивацию к созданию и повсеместному внедрению технологических новшеств, за счет которых можно выиграть конкуренцию на внутреннем и внешнем рынке. Необходимо задействовать ввести налоговые и  финансовые механизмы для мотивации и стимулирования НИОКР, строительства новых производств с высокой глубиной переработки природных ресурсов, создать современную инфраструктуру экономики на принципиально новом технологическом уровне. С помощью современных  информационных коммуникаций надо обеспечить людям на всей территории страны доступ к массовой информации любого вида с использованием цифровых технологий по собственным национальным стандартам. Через 5 -7 лет границы между телерадиовещанием и Интернетом будут стерты.

Инвестиции в человека – это долгосрочный национальный приоритет. В ближайшем будущем надо сконцентрироваться на четырех основных направлениях – институтах, инфраструктуре, инновациях,  инвестициях. Для этого должны быть решены следующие задачи:

1.  Улучшение качества законов и эффективность их применения;

2.  Радикальное снижение административные барьеры;

3. Снижение налогов в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал;

4. Построение мощной самостоятельной финансовой системы, превращение рубля в одну из региональных резервных валют;

5. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего;

6. Формирование основ национальной инновационной системы.

В соответствии с  федеральными и ведомственными программами должно проводиться технологическое переоснащение наукоемких направлений в экономике страны, находящихся полностью или частично в сфере государственной ответственности: атомной, космической, авиационной промышленности, отдельных секторов оборонно-промышленного комплекса и др.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, определенным основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. N Пр-576, и с 2007 г. Федеральной целевой программе «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы, должны обеспечить ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с национальными приоритетами технологического развития [6].

Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники являются следующие:

1) Безопасность и противодействие терроризму

2) Живые системы

3) Индустрия наносистем и материалов

4) Информационно-телекоммуникационные системы

6) Рациональное природопользование

7) Транспортные, авиационные и космические системы

8) Энергетика и энергосбережение [6].

Каждое из приоритетных направлений включает обширную область исследований и разработок как фундаментального, так и поисково-прикладного характера и включает критические технологии, разработка и использование которых направлены на обеспечения интересов государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию, т.е. создание, освоение и распространение инноваций. Главной чертой инновационного процесса является его завершенность в целях дальнейшей практической реализации. Инновации должны обладать научно-технической новизной, производственной применимостью, коммерческой реализуемостью [5].

Согласно определению Росстата инновационная деятельность подразделяется на следующие виды:

1. исследования и разработки;

2. технологическая подготовка и организация производства – приобретения оборудования, изменение процедур, методов, стандартов производства и контроля качества, применения новых технологических процессов, внедрения новых услуг;

3. пуск производства с целью усовершенствования продукта и технологического процесса, пробное производство;

4. маркетинг новых продуктов – исследование рынка, выпуск продукции, его адаптация и реклама;

5. приобретение неовеществленных технологий в форме патентов, лицензий, ноу-хау, конструкций, моделей и технологических услуг;

6. приобретение овеществленных технологий – машин и оборудования в целях внедрения продуктовых и процессных инноваций;

7. производственное проектирование – планы, чертежи, технические спецификации, эксплуатационные характеристики для создания, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов и услуг [1].

Технологическими инновациями согласно определению Росстата считают «конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного процесса или способа производства услуг, используемых в практической деятельности» [1].

Большинство фирм сами создают инновации. В Постановлении Правительства Москвы от 2.12.2008 №1104-ПП о критериях отнесения организации к категории инновационо-активных указаны следующие критерии:

1. Наличие у предприятия стратегического плана реализации инновационного (ых) проекта (ов), отражающего (их) следующие направления (в расчете на предстоящий 5-летний период):

2. Наличие экономической  эффективности, полученной от реализации инновационной продукции;

3. Проведение научно-исследовательских,  опытно-конструкторских  или технологических работ и/или приобретение прав на результаты научно-технической деятельности;

4. Привлечение в организацию высококвалифицированных   молодых   специалистов для научной и инновационной деятельности;

5. Обеспечение работы с инженерными и научными кадрами, в том числе затраты на подготовку  и  переподготовку специалистов организации в сфере научной и инновационной деятельности;

6. Планируемый удельный вес инновационной продукции (товаров и услуг) в общем объеме отгруженной продукции организации должен составлять не менее 40% на пятый год деятельности;

7. Планируемое число поданных заявок на регистрацию прав на результаты интеллектуальной деятельности не менее двух в течение планируемого периода (для каждого реализуемого проекта в рамках стратегического плана [4].

Инновационная деятельность в России характеризуется достаточно низким результатом при значительном научном потенциале. В сборнике Росстата «Индикаторы инновационной деятельности» указано, что в настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют не более 10 %  российских промышленных предприятий, поставляющих на мировой рынок всего 0,4 % технологически новой продукции [1]. В настоящее время по оценкам Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса в среднем доля нематериальных активов, в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектов российской экономики крайне низка и составляет 10-15 %. В промышленности на долю этих активов приходится в среднем 15-20 % от общей стоимости активов. Эксперты отмечают приблизительный характер данной оценки, так как в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы не зафиксированы. [10]. За рубежом, напротив, более 80 % стоимости лидирующих на мировом рынке компаний составляют интеллектуальные активы и активы знаний [10].

Под инновационной активностью предприятий понимают удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций. Технологические инновации - это новый или усовершенствованный продукт  или услуга, внедренные на рынке, новый или усовершенствованный процесс или способ  производства (передачи) услуг, используемые в практической деятельности [1].

Уровень инновационной активности определяют отношением числа организаций, реализующих технологические и организационные инновации, к общему числу предприятий в стране [1].

По данным Росстата российские предприятия и организации характеризуются крайне низкими инновационными показателями по сравнению с ведущими европейскими странами. Общее число российских инновационно-активных организаций, выполняющих исследования и разработки, отражено в табл. 1. [3].

Таблица 1

Количество инновационно-активных предприятий по отношению к общему количеству российских организаций

Год

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Общее

количество организаций, тыс.

 

4767,3

 

 

4506,6

 

4 674,9

 

4771,9

 

4907,8

 

4823,3

 

Количество организаций, выполняющих исследования и разработки

 

3 566

 

3 622

 

3 957

 

3 666

 

3 636

 

4 190

 

Внутренние затраты России на исследования и разработки за прошлый год составили 1,07 % по отношению к валовому внутреннему продукту. Для Германии этот показатель составил 2, 46%, для Швеции - 3, 84%, для Финляндии – 3,48 % [2].

Сравнение результатов инновационной деятельности ведущих стран мира  показывают неконкурентоспособность российской экономики на мировом рынке.

Роль инновационной деятельности предприятий существенно возрастает в условиях жесткой конкуренции. Инновационные разработки дают  компаниям конкурентные преимущества. Растет доля интеллектуальной собственности в структуре капитала многих компаний. Согласно российскому законодательству результаты инновационной и научно-исследовательской деятельности находят свое отражение в объектах интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности, отраженные на балансе предприятий, составляют их нематериальные активы и   обеспечивают компаниям  конкурентные преимущества  на рынке.

Академик РАН, профессор Мильнер Б.З. отмечает, что в структуре национального богатства России доминируют материальные активы – 85 %, из 44% - природный капитал (включая минеральные ресурсы), 41% -произведенный капитал (включая городские земли). Нематериальные ресурсы, включая человеческие ресурсы, составляют всего 15 % [6].

Прогноз западных экспертов на 2015 г. показывает, что в экономиках развитых стран наметилась устойчивая тенденция повышения вклада нематериальных составляющих в бизнес по сравнению с материальными составляющими (табл. 2) [7].

Таблица 2

Относительный вклад в бизнес материальных и нематериальных составляющих в экономиках развитых стран

Год

1978

1998

2004

2009

2015 (прогноз)

Нематериальные активы, %

5

70

85

90

95

Материальные активы, %

95

30

15

10

5

 

В России интеллектуальная собственность как экономический инструмент используется крайне мало и неквалифицированно. Так, аудиторы счетной палаты РФ в своих отчетах регулярно сообщают, что предприятия приоритетных технологических отраслей - космической, авиационной, атомной др.  – расходуют значительные  бюджетные средства по государственным контрактам на НИОКР.

При этом организации не выявляют в составе поставляемой научно-технической продукции результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих к правовой охране. Данные предприятия не обеспечивают контроля над разработанными  технологиями, что превращает Россию в терпящего убытки технологического донора. В реестре федерального имущества и на балансе государственных предприятий практически отсутствуют сведения о нематериальных активах как объектах учета. По данным Счетной Палаты РФ при финансировании 2007-2008 гг. гражданской науки в объеме 232,4 млрд. руб., стоимость нематериальных активов, принадлежащих РФ и учтенных в Реестре федерального имущества, составляет всего 3,76 млрд. руб. [8].

Согласно отчетам ОАО «Газпром», в 2007 и 2008 годах на НИОКР компания расходовала ежегодно около 3 млрд. руб. Согласно тем же отчетам практически все НИОКР закончились с положительным результатом. При этом значащиеся на балансе нематериальных активов, в которые входят не только активы, связанные с технологиями, составляли  в 2007 г. всего 50 млн. руб., а в 2008 – 214 млн. руб. [8]. Можно сделать вывод, что на деньги,  потраченные на НИОКР, нематериальные активы не были созданы. Нигилизм по отношению к интеллектуальной собственности находится в тесной взаимосвязи с отмечаемой низкой инновационной активностью российских предприятий.

Инновационная активность предприятий характеризуется степенью участия организации в осуществлении технологических или организационных инноваций. На основе официальных данных проведем сопоставление состояния инновационной дельности России и ведущих стран мира по отдельным показателям (табл. 3 и 4). Показателем, в большей степени, характеризующей отдачу от инноваций, является удельный вес промышленной продукции (услуг), новых для рынка, в общем объеме продукции (услуг) [1].

Таблица 3

Удельный вес технологически новой продукции и услуг в общем объеме продукции России и ряда европейских стран, % к итогу 2009 г. [1 ]

Страна

Выпуск технологических инноваций, новых для мирового рынка, %

Выпуск технологических инноваций, новых для внутренних рынков России и других стран, %

Россия

0,4

2,1

Великобритания

3,7

4,8

Германия

9,1

10,1

Испания

7,4

8,5

Италия

4,5

4,5

Нидерланды

6

4,9

Финляндия

10,8

3,7

Таблица 4

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, % к итогу, 2008 г. [2]

 

Страна

Организации сферы услуг

Организации промышленного сектора

Россия

4,3

9,6

Австрия

48,6

53

Великобритания

33,8

43,7

Германия

56,6

69,7

Италия

28,3

37,7

Нидерланды

31,5

42,2

Финляндия

47,3

55,4

Швеция

39

50,9

 

Приведенные  сравнения международных статистических данных характеризуют современной состояние российской экономики. К основным причинам, сдерживающим инновационную активность предприятий реального сектора экономики, относят: недостаток финансовых средств, высокую стоимость нововведений, высокий экономические риск, длительные сроки самоокупаемости, недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта, сложность правового регулирования в сфере управления объектами интеллектуальной собственности, отсутствие квалифицированного персонала и требуемой информационной поддержки  [1].

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов в первую очередь вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост в стране базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве первичных ресурсов - трудовых, земельных и капитальных, под интенсивными факторами - повышение качества применяемых ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых первичных ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. В наиболее развитых странах вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта составляет от 75 до 100%. Таким образом, первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого инновации влияют на структуру общественного производства, на институциональные экономические механизмы, на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и, что самое главное, на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства.

Очевидно, что государство должно регулировать инновационный процесс, т. к. в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны. В средствах массовой информации широко обсуждается проект Минэкономразвития России Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до  2020 г. «Инновационная Россия – 2020» [9]. Цель данной стратегии – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Количественные экономические показатели к 2020 году следующие:  занятие существенной доли в 5-10 % на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора ВВП с 10,9 % до 17-20 %, увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно-активных предприятий с 9,4 % до 40-50 % [12].

Известны следующие механизмы государственного регулирования инновационных процессов, которые должны быть использования в стратегии развития экономики страны:

1. ассигнование  средств на научные исследования и инновации;
координация инновационной деятельности, т.е. определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов

2. стимулирование инноваций;

3. создание правовой базы инновационных процессов;

4. формирование научно-инновационной инфраструктуры;

5. институциональное обеспечение инновационных процессов;

6. регулирование социально-экологической направленности инноваций;

7. повышение общественного статуса инновационной деятельности;

8 .региональное регулирование инновационных процессов;

9. регулирование международных аспектов инновационных процессов– научно-технической и инновационной кооперации, международного трансфера инноваций.

Сложность объектов управления и широта спектра аспектов регулирования обуславливают необходимость разработки государственной инновационной политики - комплекса целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Меры государственной инновационной политики должны включать стимулирование конкуренции, информатизацию общества, стандартизацию и сертификацию продукции и услуг.

Помимо этого, государство должно осуществлять поддержку инновационной деятельности. Эта поддержка может осуществляться прямыми и косвенными методами. К прямым методам относится финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств, защита прав участников инновационной деятельности (посредством эффективного функционирования государственной патентно-лицензионной системы), формирование государственной инновационной инфраструктуры и рынка инноваций, подготовка квалифицированных кадров [11].

Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат, чем прямое финансирование, что особенно актуально для современной России. Среди мер косвенного регулирования, прежде всего, следует выделить различные налоговые льготы, включая уменьшение НДС, налога с продаж, льготное налогообложение дивидендов, льготное налогообложение прибыли и так далее. Косвенная поддержка инновационной деятельности может также осуществляться за счет государственной поддержки финансового лизинга и франчайзинга. Весьма действенной мерой является государственное страхование венчурного предпринимательства, которое позволяет создать необходимую инвестиционную базу для поддержки малого и среднего инновационного бизнеса.

Экономическая стратегия инновационного развития, утвержденная российским правительством, уже реализуется в регионах. Россия планирует создать сеть современных высокотехнологических кластеров, а также повысить оперативность внедрения и коммерциализации новых технологий. В области модернизации промышленных предприятий,  создания венчурных центров, высокотехнологических кластеров, совместных и франчайзинговых предприятий  лидерами признаны:  Томская,  Московская, Новосибирская области, Пермский край, Татарстан, Красноярский край, Мордовия, Калужская, Магаданская, Иркутская области [8]. Компании Nokia Siemens Networks, ОАО «Роснано», научно-производственная фирма «Микран» начали совместное  производство телекоммуникационного оборудования четвертого поколения LTE в особой экономической зоне г. Томска.

В Подмосковье уже создано 27 технопарков. В Инновационном Центре «Сколково» начали функционировать пять кластеров по основным приоритетным направлениям экономического развития: энергетика и  энергоэффективность, информационные технологии, ядерные технологии. Подписан меморандум о сотрудничестве ИЦ «Сколково» с 18 институтами РАН. Открыты офисы ИЦ «Сколково», компаний РВК и Роснано в Калифорнии.

В конце прошлого года было объявлено о старте программы «Инновационный кластер», объединяющий  о создании высокотехнологические производства  Пермского края в Соликамске, Березниках, Кунгуре, Чайковском. В Татарстане планируется создание совместно с Роснано Центра наноразмерных технологий «Идея», разрабатывающих  нанопродукцию. В Иркутской области ОАО «Сбербанк»  совершена покупка 25% акций российской компании Nitol Solar Limited, производящей поликремний для производства солнечных батарей.

Выводы

1.  Одной из основных слабостей российской экономики является неконкурентоспособность  российской продукции и услуг по сравнению с продукцией развитых стран мира. Только инновационный путь развития способен обеспечить устойчивое динамическое развитие российской экономки и конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.

2.  Именно наукоемкие отрасли, такие как электроэнергетика, аэрокосмическая, атомная, оборонная промышленность, отчасти энергетическое и тяжелое машиностроение, лазерные, биохимические, информационные, телекоммуникационные, компьютерные технологии, ядерная физика,  наноиндустрия и пр. должны помочь России вновь вернуть себе статус ведущей мировой державы.

3.  В настоящее время доля наукоемкого сектора производства России в мировом наукоемком производстве составляет примерно 1%, а США – 35%.

4.  Текущая ситуация показывает необходимости совершенствования международной специализации России, облагораживания структуры экспорта при условии повышения в нем доли продукции высокой степени обработки, содержащей результаты интеллектуальной деятельности, дальнейшего инвестирования в интеллектуальные ресурсы. К сожалению, современные возможности наращивания зарубежных поставок обработанных изделий очень малы в связи с их преобладающей низкой конкурентоспособностью.

5.  По расчетам Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, по величине удельного веса высокотехнологичных товаров, при изготовлении которых использованы интеллектуальные ресурсы, в суммарном вывозе Россия уступает абсолютному большинству развитых и новых индустриальных стран, в том числе и тем странам, в экспорте которых существенную долю занимают сырье и ресурсоемкие полуфабрикаты.

6.  Также Российская Федерация поставляет за рубеж услуги космического транспорта, телекоммуникационные услуги, компьютерные и информационные услуги, услуги в области исследований и разработок, услуг в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях.

7.  За последние годы в стране произошло увеличение продаж наукоемких услуг. Самыми динамичными в группе наукоемких услуг были компьютерные услуги (рост в 10,5 раза в 2008 г. к 2001 г.), поступления по статье «роялти и лицензионные платежи» (рост в 6,6 раза, но с низкой базы), услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях (рост в 6,5 раза за последнее десятилетие) [11]. Все вышесказанное характеризует позитивную динамику инновационного процесса в Российской Федерации.

Литература

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник.- М.: ГУ – ВШЭ, 2009. – 400 с.

2. Россия и страны – члены Европейского союза. 201        1.: стат.сб./Росстат.- 2011. – 252 с.

3. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб./Росстат-М.:2011. - 510 с.

4. Постановление Правительства Москвы от 2.12.2008 №1104-ПП - Биржа интеллектуальной собственности. Т. VIII. №1. 2009.

5. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / под ред. С.Д.Ильенковой. -3-е  изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 335 с.

6. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями  \ Под ред. Б.З.Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 624 с. – (Научная мысль).

7. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, № 10, 2008;  № 12, 2008;  № 2, 2009; №10, 2011.

8. Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, № 4, 2008; № 7, 2008;  № 11, 2008; № 5, 2011.

11.Материалы сайта:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016

12. Материалы сайта: http://www.eifgaz.ru/ir-2020-2-11.htm