Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

 Сидорова И.М.

Значимость  проблемного обучения в современном историческом образовании

МАОУ СОШ № 17

 

Эта работа о методе проблемного обучения учащихся в школе на уроках истории и обществознания.

Ключевые слова: факторы проблемного обучения; познавательный интерес; исторический процесс.

История – это живой процесс, состоящий из различных эпох. Каждая эпоха своеобразна, у каждого события свои  эмоциональные особенности, потому, что история -  прежде всего история людей, которые любили и ненавидели, горевали и веселились, страдали и радовались. «История, - пишет А. В. Гулыга,-  школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образы. Республиканская доблесть античности вдохновляла деятелей Французской революции, Радищев и декабристы служили примером для многих поколений русских революционеров. На героическом прошлом родной истории воспитываются новые поколения. Человек смотрит в минувшее как в зеркало, он видит там чужие судьбы, он соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг».    

Чтобы эта история была понятна, учитель должен оживить её, наполнить чувствами далёких предков, понять самому и передать учащимся их проблемы. Решить эту задачу учителю поможет проблемное обучение.

Сложность уроков истории заключается в том, что учащиеся не имеют возможности воспринимать события прошлого непосредственно, и учителю на уроке приходится прилагать массу усилий, чтобы оживить своим актёрским талантом исторические события или факты. Преподавание истории тогда будет успешным, когда будет наполнено житейскими страстями и массой различных чувств. Ребёнок, переживший эмоциональный всплеск на уроке, никогда об этом не забудет.

Одним из самых значительных факторов проблемного обучения, которые влияют на интенсивность и эффективность протекания познавательной деятельности, считается познавательный интерес. Именно в обеспечении познавательного интереса как выражения единства интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, перехода их из внешних форм во внутренние заключается активизация всей познавательной деятельности.

К.Д.Ушинский писал, что изучаемый «… предмет должен представлять новость, но новость -  интересную,  … которая или дополняла бы, или подтверждала, или оправдала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, то есть, одним словом, такую новость, которая что-нибудь  изменила бы в следах, уже у нас укоренившихся». Эту новизну, живость и увлекательность придаёт необычная форма проблемного обучения.

Что же такое проблема?

- Это живой интерес к обычной информации

- Это привлечение на уроке логики и смекалки

- Это разыгравшееся воображение

- Это эрудиция в самых разных сферах знаний

- Это азарт

- Это маленький исторический рассказ со своим сюжетом и интригой.

Проблемные задания могут быть разного типа:

- репродуктивного характера,

 - ориентированными на аналитико-синтетическую деятельность,

- ориентированные на использование внутрипредметных и      межпредметных связей,

- творческое применение знаний и умений.

Учитель,  исходя из собственного опыта работы, может использовать проблему  при объяснении нового материала, проверке знаний, повторении, в качестве домашнего задания всему классу или отдельным учащимся. Проблемные задания рассчитаны в основном на творческую работу школьников, на побуждение их к проявлению познавательной активности, на воспроизведение исторических событий, на проверку действительности знаний, т.е. на выявление способности пользоваться имеющимися у них знаниями, готовности и умения оперировать ими для выработки самостоятельных оценочных суждений и аргументированных доводов.

Для создания проблемного задания учитель может  использовать любой исторический материал: сведения из периодической печати, материал статистических справочников, произведения художественной и мемуарной литературы, сведения государственных документов.

Проблемные задания должны быть ориентированы на выявление личностного отношения учащихся к фактам, событиям, политическим и государственным деятелям. Это поможет воспитанию у школьников нравственных качеств личности, выработке собственной жизненной позиции. Проблема учителем должна быть составлена так, чтобы учащиеся не смогли бы ответить односложно типа «согласен – не согласен », чтобы ответы на них были аргументированы и содержали творческое начало, реализуемое через систему умственных действий. Например:

« Переговоры князь Святослав и император Цимисхия проходили у реки. Русский князь сидел на скамье ладьи, причалившей к берегу, а византиец приехал на коне. Император Цимисхий был в золочёных доспехах . Золочёная сбруя украшала коня. Внимание византийцев привлекли волосы над верхней губой и локон на бритой голове Святослава, то есть усы и оселедец.

Удивило византийцев и то, что Святослав не отличался от своих воинов одеждой, кроме чистоты её». – Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос? Почему Святослав носил одежду, не отличающуюся от одежды воинов?

Именно проблема обладает занимательностью и историко  – познавательной ценностью. Практика показывает, что проблемное обучение позволяет восстановить на уроке познавательную активность школьников, естественный информационный баланс, формирует у ребят стремление к самообразованию.

Проблемное обучение может использоваться в разных видах работ:

1.  При индивидуальной работе с учащимися, где ребёнку в виде обособленного задания предлагается решить и обосновать проблему.

2.  Во время фронтальной работы с классом, в виде разминки, можно предложить всему классу подумать над проблемой и вызвать их на дискуссию при одном железном правиле  «каждый выступает только один раз».

3.  При групповой работе, количеством группы не более 4 человек. Учащиеся в группе наделяются ролями: консультант, помощник консультанта и секретарь.

При этом, особенно важны второй и третий варианты работы, потому, что затрагивают свободные коллективные обсуждения, а ведь истинные знания и убеждения формируются в свободном общении. Высказывая свои мысли, ученики в процессе коллективного обсуждения  проверяют их правильность, корректируют их и, в конечном счёте, формируют правильные выводы. Среди умений, которые формируются этим видом работы, есть и такие, которые требуют выполнения более сложных умственных действий, например, умения анализировать и обобщать исторические факты опираясь на теоретические положения, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.

Роль учителя при организации такой формы работы особенная, главная его задача - разумным ненавязчивым руководством не допустить перерастание дискуссии в конфликт или «базар». Проблемное  обучение ставит учителя в учебном процессе на особое место, учитель не просто учит, натаскивает, а руководит познанием, помогает осознать правильность выдвинутого учениками решения, подсказать направление анализа, пути поиска аргументов. Но главная задача учителя в этой ситуации это наблюдать за всеми учениками и уделять особое внимание проявлению даже самых маленьких ростков самостоятельной мысли. Учитель должен не пропустить без внимания самый незначительный успех в работе детей, вселить в них уверенность в своих силах.

Используя эмоциональное воздействие проблемы, учитель должен выработать у учащихся готовность к действию. В педагогической практике под готовностью к действию понимается стремление к осознанию понятий, стойкий интерес к кругу изученных явлений и формирование стремления к приобретению новых знаний.

Важным элементом формирования личности школьника является развитие его познавательных способностей.

Развитие этих способностей, как известно, происходит в процессе обучения за счёт активации различных сторон мышления, создания благоприятных условий для развития таких форм психологической деятельности, как восприятие, память, воображение и др.

Успешное протекание этих процессов, в частности, обеспечивается проблемным обучением благодаря созданию с его помощью эмоционального фона, предоставления учащимся в процессе обучения убедительных доказательных материалов, которые способны сообщить чувства волнения и личной причастности к событиям истории.

Форма проблемного обучения эмоционально очень насыщена, она формирует устойчивый интерес. Ученик, доказывая свою правоту, выступает как личность, которую слушают все, как личность, которая вызывает интерес. А это очень важно,  для тех ребят, которые не пользуются авторитетом в классе.

На уроках, где учитель постоянно использует проблемное обучение, дети приучаются отвечать не учителю, а классу, выражая своё мнение перед коллективом. Когда ученики приучены отвечать со слов «Я думаю, или я предполагаю», это важно по двум причинам.

Во  первых, они указывают на предположительность ответа, основанного на самостоятельных выводах.

Во вторых, это даёт право высказывать собственное мнение как верное, так и ошибочное, поскольку и то и другое обладает дидактической ценностью.

Выражая свои мысли и чувства, своё отношение к изученному материалу, дети проживают своё учение. Такая работа сплачивает коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других.

Без проблемного обучения преподавание истории не будет полноценным, его роль огромна, и заменить его какими либо другими методами или средствами невозможно.

Проблема это задача, тот же вопрос, но только сформулированный и поданный  иначе. И это возбуждает вокруг неё интерес и создаёт интригу. А там, где возникает удивление, интерес, начинает работать мысль, простая детская любознательность, интерес  начинает перерастать в пытливость, в стремление добраться до истины, что является новой ступенью в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

 

Литература :

1.  Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. Рос. Акад. образования. Ин-т  теории образования и педагогики.- М.Совершенство,1998.

2.  Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М.: Просвещение.

3.  Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2009