Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК159.9

Генерозова Л.И.

ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА

Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж № 14

 

В данном докладе рассматривается понятие профессионального самосознания педагога, предлагаются результаты психологического исследования профессионального самосознания педагогов колледжа, их анализ и возможное решение выявленных проблем.

Ключевые слова: психологическое исследование, профессиональное самосознание педагогов.

In the given report the concept of professional consciousness of the teacher is considered, results of psychological research of professional consciousness of teachers of college, their analysis and the possible decision of the revealed problems are offered.

Key words: psychological research, professional consciousness of teachers.

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода трудовых будней – непременное условие успешной деятельности представителей любой профессии, не говоря уже о профессии педагогической. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками образовательного процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда. Именно поэтому, педагогу, как никому другому необходимо четко понимать проблемы своего профессионального самопознания и саморазвития. Для того чтобы начать заниматься этими процессами, педагогу нужно знать, что входит в структуру его профессионально значимых личностных качеств. Основными компонентами этой структуры являются:

-       профессионально-педагогическая направленность;

-       профессиональная активность;

-       профессиональные знания, умения и навыки;

-       профессиональное самосознание.

Причем профессиональное самосознание является ядром личности педагога, и раскрытие, именно, этого понятия позволяет рассматривать возможности успешного осуществления педагогической деятельности.

Профессиональное самосознание – это осознание себя как профессионала, своих личностных особенностей, проявляющихся в деятельности и педагогическом общении [1].

А. К. Марковой были выделены следующие составляющие профессионального самосознания учителя [2]:

1.  осознание норм, правил, модели своей профессии (т.е. требования к педагогической деятельности, общению, личности), как эталонов для осознания своих качеств. В результате осуществления этой деятельности у педагога формируется профессиональное кредо, т.е. личностная концепция преподавательского труда;

2.  осознание профессионально значимых качеств у других коллег, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации, как абстрактным, так и реальным;

3.  оценивание себя как профессионала со стороны окружающих – учеников, коллег, руководителей;

4.  самооценивание своих отдельных сторон. При этом различаются оценки: сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная самооценка), будущих достижений (идеальная самооценка) и оценка со стороны других (рефлексивная самооценка). Если актуальная самооценка выше ретроспективной, а идеальная – выше актуальной, то это говорит о росте профессионального самосознания;

5.   положительное оценивание преподавателем самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной Я-концепции, повышающей уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность педагогического труда;

6.  выраженная потребность в саморазвитии.

Именно поэтому, взяв за основу взгляды А. К. Марковой, для проведения психологического исследования профессионального самосознания преподавателей колледжа  педагогом-психологом был подобран комплекс методик на самодиагностику преподавателей колледжа и разработана анкета «Портрет личности педагога колледжа глазами студентов». Самодиагностика преподавателей колледжа включала в себя следующие методики:

  • методика на определение способности учителя к саморазвитию [5];
  • методика оценки способности педагога к эмпатии (по И.М. Юсупову) [4];
  • методика «Психологический портрет учителя» (по З. Резапкиной и Г. Резапкиной) [3].

Выборка исследования составила 139 человек, из них: 31 чел. преподавателей педагогического колледжа № 14 и 108 человек студенты колледжа.

 Анализ данных проведенного исследования хотелось бы предложить к рассмотрению в данной статье. Проведение методики на определение способности учителя к саморазвитию позволило выявить следующие моменты:

a)  как было сказано выше, одной из важных составляющих профессионального самосознания является вера в себя, в свои возможности и согласно полученным данным 74% обследуемых оценили свою веру в себя на высоком уровне, что говорит, в свою очередь, о позитивном восприятии себя преподавателями колледжа;

b)  благодаря обработке общих суммарных показателей самооценки педагогов, было определено процентное соотношение степени проявления способности к саморазвитию среди педагогов колледжа. Таким образом, было определено, что большинство респондентов (76%) занимается активным саморазвитием. 

  • с) также в процессе проведения методики был замечен следующий факт, что, несмотря на то, что большинство отвечающих не имело представление о том, что такое рефлексия, тем не менее, большинство (62%) оценили наличие этого качества у себя на высоком уровне (5 – 4 балла); и лишь только 8% определили как низкий (2 балла) и 6% не смогли ответить на поставленный вопрос.
  • Таким образом, можно сделать вывод о том, что результаты проведения методики были невольно искажены высокой самооценкой педагогов, что в свою очередь, может говорить либо о нереалистичном восприятии себя как профессионала, либо о нежелании признавать у себя какие-либо проблемы профессионального плана.

    Проведение методики оценки способности педагога к эмпатии (по И.М. Юсупову) позволило увидеть наличие данного качества у преподавателей колледжа на достаточно высоком уровне (77%).

    Проведение методики «Психологический портрет учителя» (по З. Резапкиной и Г. Резапкиной) включало в себя рассмотрение следующих параметров:

    1.  приоритетные ценности;

    2.  психоэмоциональное состояние;

    3.  самооценка;

    4.  стиль преподавания;

    5.  уровень субъективного контроля.

    Анализ данных параметров позволил определить следующий  психологический портрет преподавателей колледжа: приоритетными для большинства преподавателей (32%) являются гуманистические ценности; в основном, преобладает нестабильное (51%) и неопределенное (37%) психоэмоциональное состояние; неопределенность самооценки (42%); преобладание демократического стиля взаимодействия (87%); неустойчивость уровня субъективного контроля (58%). Исходя из данного описания портрета преподавателей колледжа, становиться очевидным наличие у респондентов проблем в психоэмоциональной сфере, в определённости самооценки и в сфере субъективного контроля.

    Проведение анкетирования студентов колледжа по анкете «Портрет личности педагога колледжа глазами студентов» практически подтверждает выводы, сделанные ранее, так как только умение адекватно выражать свои эмоции и чувства было определено большинством студентов, как проблемное умение (53%), в то время как, остальные умения получили позитивную оценку.

    Обобщая данные методик и анкетирования, мы пришли к следующим выводам:

    1.  профессиональное самосознание педагогов колледжа напрямую зависит от их способности к саморазвитию, и как показали результаты исследования, большинство преподавателей декларируют стремление к саморазвитию, высоко оценивая свои возможности в этом плане. Однако, именно наличие высокой оценки своих возможностей и отсутствие реальных представлений о том, как осуществлять рефлексию и что это такое, позволяет говорить о нереалистичности восприятия себя как профессионала, и как следствие, наличия проблем профессионального плана;

    2.  наличие проблем в психоэмоциональной сфере, в определённости самооценки и в сфере субъективного контроля определенно мешает полноценному профессиональному самосознанию педагогов, что в свою очередь не может не сказаться на успешности осуществления их профессиональной деятельности;

    3.  осуществление помощи педагогам в коррекции проблем профессионального самосознания будет возможно только при наличии собственного желания педагога заниматься свои самопознанием и проявлении собственной активности в этом процессе.

    Со стороны психологической службы как решение наметившихся проблем могут быть предложены следующие виды работ:

    • индивидуальное консультирование педагога включающее в себя:

     а) диагностику проблем, возникающих у педагога в профессиональной деятельности;

    б) выявление профессиональных ожиданий и потенциалов деятельности педагога;

    в) составление программы профессионального саморазвития;

    • проведение социально-психологического тренинга по снятию психоэмоционального напряжения и повышению эмоциональной устойчивости педагога.

     

    Литература:

    1.  Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Изд. центр Академия, 2002. – 256 с.

    2.  Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Из-во Просвещение, 1993. – 192 с.

    3.  Резапкина, Г.В. Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики / Г.В. Резапкина, З.В. Резапкина // Психолог в школе: Ежеквартальный научно-практический журнал / Ред. В.Г. Колесников, А.Г. Лидерс. – Москва-Обнинск: Центр развития образования, 1999. – 1999 №2. – с. 24-31.

    4.  Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 336 с.

    5.  Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. – М.: ИЧП Издательство Магистр, 1995. – 226 с.