Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Вардашкина Е.В.

МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт стали и сплавов»

 

В данном докладе рассматриваются преимущества в использовании модели смешанного обучения английскому языку студентов неязыковых вузов.

Ключевые слова: инновации в образовании, смешанное обучение, электронное обучение, самостоятельная деятельность.

This report examines advantages in using blended learning model in English language teaching with non-linguistic students.

Key words: innovations in education, blended learning, e-learning, learner autonomy.

В настоящее время вопрос об использовании новых методов и технологий в образовательной системе весьма актуален. Инновации в образовании – нововведения, предназначенные для разрешения проблемных ситуаций с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, организации благоприятных условий усвоения материала и повышения качества образования.

Инновационная деятельность не только создает основу для конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста преподавателя, его творческого поиска, способствует личностному росту студентов. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью преподавателей и учебно-исследовательской студентов.

Основной целью инноваций в образовании является развитие преподавателем умений мотивировать действия студента, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формировать творческое нешаблонное мышление с использованием новейших достижений науки и техники. Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности преподавателя и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса.

Основной целью современного высшего профессионального образования является подготовка специалиста, компетентного в сфере своей профессиональной деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, непрерывному самосовершенствованию и саморазвитию [1]. 

Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества, в том числе и международного. Отсюда возрастающая значимость обучения иностранным языкам, формированию коммуникативной компетентности, потребности внесения изменений в преподавание иностранного языка в неязыковых вузах.

Традиционно обучение иностранному языку в неязыковом вузе было ориентировано на чтение, понимание и перевод специальных текстов, а также изучение проблем синтаксиса научного стиля, что определялось стандартной образовательной программой. Современные методы обучения иностранным языкам основаны на коммуникативном подходе и включают в себя использование различных Интернет технологий, которые вносят в образовательный процесс демократичность, открытость, мобильность.

Коммуникативный подход предполагает такую организацию процесса обучения, при которой все используемые методы и приемы должны преломляться через личность студента, его потребности, мотивацию и способности. Только при таком условии студент становится субъектом речевой и учебной деятельности, ее активным участником.

В настоящее время процесс языковой подготовки в неязыковом вузе принимает иные формы и масштабы. Изменения в процессе обучения английскому языку, которые происходят во многих ведущих российских технических вузах тому подтверждение.

Нововведения касаются самых разных аспектов учебного процесса, начиная со смены организации пространства в аудиториях, оснащением учебных классов современными техническими средствами и заканчивая апробацией новых образовательных технологий на практических занятиях и во время самостоятельной подготовки студентов с использованием большого числа онлайн компонентов и Интернет ресурсов.

Технология смешанного обучения (blended learning) становится наиболее востребованной и эффективной при изучении иностранного языка, поскольку она с одной стороны, позволяет максимально продуктивно организовать время преподавателя и отдельно взятого студента, а с другой стороны, делает процесс изучения языка увлекательным и доступным.

Понятие «смешанное обучение» появилось не так давно. С одной стороны, это объединение строгих формальных средств обучения (работа в классе, изучение материала языкового курса) с неформальными (обсуждение важнейших аспектов учебного материала посредством электронной почты и Интернет-конференций). С другой стороны, это комбинирование различных способов подачи учебного материала (очное face-to-face, электронное online learning и самостоятельное обучение self-study learning) с использованием методики управления знаниями [2].

Технология смешанного обучения создает преимущества для эффективного преподавания иностранного языка с использованием элементов интерактивного или дистанционного обучения. Все компоненты смешанного обучения гармонично взаимодействуют, но происходит это лишь в том случае, если все они методически верно организованы.

Преимущества смешанного обучения, прежде всего, заключаются в возможности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию студента вместе с преподавателем, возможности постоянного взаимодействия студента с сокурсниками и преподавателем, возрастающей ответственности самого студента за результаты обучения.

В среде смешанного обучения преподавателю необходимо эффективно управлять блендом (сочетание аудиторной и внеаудиторной работы студента), стимулировать самостоятельную и групповую работу студентов, создавать онлайн поддержку для студентов. Студентам, в свою очередь, необходимо сформулировать конечную цель обучения, определить и развивать свой собственный стиль обучения, выработать индивидуальный план обучения [3].

Преподаватель и студенты работают вместе, тем самым обеспечивая качество обучения и сопровождая учебный процесс независимым, полезным, эффективным и мотивирующим к развитию подходом [4].

До появления информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) преподаватели иностранного языка пользовались теми техническими средствами, которые в определенный период времени были актуальны: лингафонные кабинеты, различные аудио и видеоматериалы. В настоящее время образовательные технические возможности расширились – появились компьютерные онлайн тесты, позволяющие определить уровень владения иностранным языком, различные обучающие программы, возможность онлайн общения с носителями языка, доступ к аутентичным иноязычным текстам.

Усилия многих методистов в современных условиях направлены на разработку технологий организации самостоятельного обучения студентов. Для этого создаются целые мультимедийные системы электронного обучения e-learning или learning management system (система управления обучением), в которых как студенты, так и преподаватели имеют возможность эффективно двигаться вперед на пути к познавательной цели. Эти системы могут работать в режиме реального времени, характеризуются высоким уровнем интерактивности, содержат огромное количество индивидуальных и групповых заданий.

Функционирование данных систем обеспечивается так называемыми «электронными платформами» (online platforms), с помощью которых можно создать насыщенную информационную среду и условия для активного учения. Будущее иноязычное образование уже трудно представить без технологий подобного рода.

Среди инструментов «электронной платформы» необходимых для индивидуальной и групповой исследовательской деятельности (например, подготовка тематических проектов) в области обучения иностранным языкам можно назвать следующие: чат – форма группового общения в сети Интернет в режиме реального времени; блог – Интернет-дневник, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст или изображения; форум – набор разделов для обсуждения/обмена мнениями определенных тем в виртуальной форме; вики – сайт в Интернете, структуру и содержание которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.

Использование электронных инструментов с одной стороны, это возможность выбора собственной учебной траектории при обучении иностранному языку (студент работает с ИКТ в удобное для него время, в удобном месте и такое количество раз, которое необходимо именно ему) и возможность контролировать собственные познавательные процессы при организации работы во внеаудиторное время. С другой стороны легкость использования ИКТ повышает уровень мотивации студентов при обучении иностранному языку.

Современная модель смешанного обучения предполагает, что

- все материалы практических занятий доступны студентам и легко могут использоваться для самостоятельного изучения, т.е. учебные материалы существуют не только в печатном, но и в электронном виде;

- преподаватель составляет ресурсную карту, в которой указаны основные и дополнительные материалы, ссылки Интернета, которыми может пользоваться студент во время прохождения определенного языкового курса;

- есть возможность онлайн общения при помощи таких инструментов как чат, форум, блог, вики;

- ведется разработка индивидуальных и групповых проектов, что развивает навыки поиска, анализа информации, учит работать в команде, правильно распределять обязанности и нести ответственность за принятые решения;

- используются аудио и видеолекции, которые делают процесс обучения простым и более насыщенным.

Технология смешанного обучения нацелена на то, чтобы сформировать у студентов умение самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, ориентируясь на конечный результат. Студенты учатся принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. У студентов формируются навыки и умения работать в информационном пространстве, самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию, представлять результат с использованием различных современных технологий, то есть происходит формирование необходимых речевых и социокультурных компетенций.

Очевидно, что модель смешанного обучения согласуется с концепцией модернизации современного образования, основанной на введение новых образовательных стандартов и вхождении в Болонский процесс и другие международные соглашения.

Инновации в обучении иностранным языкам связаны не только с использованием новых методик преподавания на базе смешанного обучения,  новых способов организации занятий на основе модульного обучения, предусматривающего развитие индивидуальных образовательных траекторий, самостоятельное обучение с использованием информационных технологий, но и методов оценивания образовательного результата в современных условиях. Так, например, балльно-рейтинговая система оценивания достижений студента осуществляет непрерывную комплексную оценку качества учебной работы студента и вводится в вузе как гибкое и эффективное средство, дающее студентам мотивацию к достижению высоких результатов. Все большее внимание уделяется языковому портфелю или портфолио студента, который представляет собой пакет учебных материалов, содержащий результат учебной деятельности по овладению иностранным языком [5].

Важной задачей в контексте современных тенденций развития высшего профессионального образования в России, в том числе в процессе обучения иностранному языку, является развитие навыков самостоятельной учебной деятельности студентов – их учебной автономии.

Учебная автономия означает готовность и способность студентов взять на себя управление своей учебной деятельностью: планировать, организовывать, оценивать, корректировать свой учебный труд. Вместе с тем для студента не менее важно приобрести навыки и умения, позволяющие осуществлять самообразование и самосовершенствование. При этом выбор тех или иных учебных стратегий во многом зависит от индивидуальных особенностей студентов, прежде всего когнитивного стиля учения [6].

Е.Н. Соловова считает, что понятие учебная   автономия  связано с пониманием ответственности каждого студента за результат и процесс учебного труда. При этом студенты не пассивные и послушные исполнители воли преподавателя, готовые принимать все условия заданной модели обучения, а равноправные партнеры, имеющие право выбора индивидуальной учебной траектории. Роль же преподавателя значительно расширяется – он не просто транслятор знаний, а стратег, консультант, эксперт и просто партнер по общению, особенно межкультурному [7].

Безусловно, внедряя инновационные методы и технологии в обучение иностранному языку необходимо помнить об эффективности реализуемых нововведений в учебном процессе, поскольку инновации требуют критического подхода, всестороннего анализа. Оценка качества невозможна без регулярного исследования ситуации. В связи с этим остро встает вопрос о проведении мониторинговых исследований, которые позволят своевременно выявить трудности в планировании, организации, содержании, ходе учебного процесса, проблемы  адаптации преподавателей и студентов к новым условиям образовательной среды и после анализа ситуации помогут принять соответствующие решения.

 

Литература:

1.  Бондарева Е.В. Профессиональная компетентность специалиста в условиях становления информационного общества//Вестник Волгоградского гос. ун-та. Университетское образование. 2003. № 6. С. 44-48.

2.  Костина Е.В. Модель смешанного обучения (Blended Learning) и ее использование в преподавании иностранных языков//Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 1. № 2. С. 141-144.

3.  Bonk C. J. & Graham C. R. Handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2006

4.  Watson J. Blended learning: The convergence of online and face-to-face education. North American Council for Online Learning. 2008, 16 p.

5.  Коряковцева Н.Ф. Европейский языковой портфель для России – новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам. – М.: ИПК МГЛУ «Рема». 2009, - 154 с.

6.  Oxford R. L. Teaching and Researching: Language Learning Strategies. Pearson Longman. 2011, 360 p.

7.  Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС. 2004, - 336 с.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.