Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Коркушко Н.Н.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

 

Доклад посвящен проблемам экологии больших городов, которые имеют ряд особенностей. Последние связаны с микроклиматом, формируемым на городской территории. Показано влияние различных факторов, которые ведут не только к росту заболеваний, но и к снижению продолжительности жизни.

Ключевые слова: окружающая среда, экология, большие города.

The lecture is devoted to the problems of ecology of cities which have the row of features. The last are related to the microclimate formed on city territory. Influencing of different factors, which conduce not only to growth of diseases but also to the decline of life-span, is shown.

Key words: environment, ecology, cities.

Крупные города имеют ряд особенностей, которые связаны с микроклиматом; формируемым на городской территории. По данным, приведенным в литературе и Интернете, над крупными городами наблюдается:

-   в 10 раз больше аэрозолей, образуемых интенсивной работой автотранспорта;

-   в 25 раз больше газов, связанных с работой автомобилей. При этом исследователи отмечают, что 60-70 % загрязнений дает автомобильный транспорт;

-   увеличение количества осадков на 5-10 % вследствие концентрации газов;

-   ухудшение процесса самоочищения атмосферы из-за снижения скорости ветра вследствие застройки территории домами, а также снижения на 10-15 % солнечной радиации.

Если средняя плотность естественного потока энергии от земли 180 вт\м2 с долей антропогенной энергии в нем 0,1 вт\м2, то в городах доля антропогенной энергии возрастает в 30-40 раз и более (например, в Нью-Йорке на Манхеттене до 150 вт\м2).

В городах наблюдаются тепловые аномалии воздуха, связанные с малой подвижностью. Они охватывают слои до 250 м. В них наблюдается аномалия температур до 5-6 град Цельсия, что приводит к температурным инверсиям (туманам и смогам). Также наблюдается повышение водородного показателя (РН) почв, вследствие загрязнения их сажей до 5 % вместо 2 % - 3 %.

Из-за плотной застройки наблюдается уменьшение площадей зеленых насаждений, что снижает естественную очистку воздуха от оксидов углерода (СОх). Так, в Париже на одного жителя приходится 6 м2 зеленых насаждений, в Лондоне - 7,5 м2, в Нью-Йорке – 8,6 м2, в Иерусалиме только 1,1 м2. Аналогичных данных в Украине в литературе не найдено. Если в мире на 1 км территории приходится в среднем 5 автомобилей, то в городах развитых стран количество автомобилей в 200-300 раз выше. На 1 км2 площади города ежегодно выпадает до 30 тонн различных веществ, что в 4-6 раз больше, чем в сельской местности. В городах также наблюдается явление типа фотохимического тумана, возникающего в загрязненном воздухе, который затрудняет фотосинтез у растений примерно в 1,5-2 раза.

Автомобили для парковки требуют значительную территорию (20 м2 на один автомобиль), что приводит к вытеснению зеленых насаждений и ухудшению качества воздуха. Наблюдается также рост числа различных заболеваний, связанных с неблагоприятным состоянием окружающей среды, что приводит к снижению продолжительности жизни. Над крупными городами наблюдается выпадение кислотных дождей, образуемых за счет соединения отходов автомобилей с дождевыми осадками. За сутки в больших городах испаряется значительное количество бензина. Так, в Лос-Анджелесе испаряется около 350 тонн бензина за сутки. В мегаполисах в атмосфере содержится пониженное количество кислорода (17 % вместо 21 %),что приводит к различным заболеваниям дыхательных путей.

СО: 12 - 43 мг\м3 (среднее 27,5 мг\м3)

NО: 0,65 - 1,6 мг\м3 (среднее 1,125 мг\м3)

NО2: 0,03 - 0,3 мг\м3 (среднее 0,165 мг\м3)

При мониторинге производятся замеры на расстоянии 15 м, 30 м и до 100 м. Концентрация отходов на расстоянии 10 м снижалась до 10 - 15 %.

По данным США "Автомобильное движение, загрязнения воздуха и здоровье в США" приведены данные о заболевании раком легких. Так в 2002 г. заболели 169400 человек, из них умерли 155000 человек. Ежегодно более 300 тыс. европейцев умирают от излишнего загрязнения воздуха (об это говорится в докладе Еврокомиссии).

Европейцы отмечают, что в среднем раз в год вынуждены уходить с работы на пол дня в связи с ухудшением экологической обстановки, что наносит экономике ущерб в 80 миллиардов евро. Наиболее сложная обстановка сложилась в Голландии, Бельгии, Сев. Италии, Польше и Венгрии. Средняя продолжительность жизни бельгийцев сократилась на 13,6 мес., а голландцев на 12,7 мес. В Финляндии также сократилась продолжительность жизни на 3,1 мес.

В Швеции в 2000 г. осуществлялся замер уровня NOx, СО и СО2 с одновременным замером уровня заболеваний населения. В местах замера, где уровень загрязнения превышал допустимые нормы, умерло 3000 человек в возрасте 40-75 лет.

В Германии (Гамбург) из 62000 человек, проживающих на улицах с движением более 30000 автобусов в сутки, заболели 12000 человек (1970 г. - 1972 г.), т. е. 19,4 %.

Обследование, проведенное в Денвере (Колорадо), связало интенсивность движения и объём отходов с риском заболевания в зависимости от расстояния от дороги до места проживания. Так, проживающие в 750 футах от дороги с интенсивностью движения 20000 автомобилей в сутки превышает риск заболевания в 6-8 раз, чем на дорогах с низкой интенсивностью.

В Англии в течение ряда лет обследовались дети, проживающие на расстоянии 330 футов от дороги с интенсивностью движения более 10000 авт.\сутки. У них риск заболевания лейкемией выше на 61 % по сравнению с детьми, проживающими на расстоянии 1000 футов от подобной дороги. Гринпис замерял состав воздуха в Лондоне в различных точках и получил данные по превышению допустимых концентраций по видам полютантов: NO 75 %, бензин 83 %, СО 97 %, СО2 29 %.

В литературе приведены данные об определении загрязнения воздуха от автотранспорта и заболевания детей в Австрии, Франции и Швейцарии. При этом было зафиксировано 300000 случаев бронхитов и 162000 случаев заболеваний астмой.

В мире на борьбу с загрязнением воздуха затрачивается всё больше и больше средств. На конференции в Бангкоке (Таиланд) приводились следующие данные, табл. 1.

Таблица 1

Затраты (млн. $US) на борьбу с очисткой воздуха и с пробками на дорогах

Город

Затраты на борьбу с пробками и заторами

Затраты на очистку воздуха

Бангкок

400

1300

Сеул

154

615

Манила

51

1800

Джакарта

68

800

 

Приведенные данные свидетельствуют о значительных затратах на очистку воздуха. Однако не приведены данные о количестве автотранспорта и выбросах отходов от него в атмосферу, что снижает ценность результатов.

В Москве на долю одного жителя приходится до 200 кг вредных выбросов. При этом все заводы в Москве выбрасывают в атмосферу в 6,5 раз меньше отходов, чем автотранспорт. В 235 городах России 64 млн. человек живут в условиях предельно-допустимых концентраций вредных веществ. Средняя продолжительность жизни в Москве на 4-5 лет меньше, чем в других регионах. По данным Минздрава России ежегодный ущерб от негативного воздействия выхлопных газов составляет 3,4 миллиардов $ US или 1,5 % ВНП.

В Израиле была опубликована карта заболевания раком в 14 городах. Всего по 14 городам с населением 2,5 млн. человек заболело более 7,7 тыс. человек, что составляет 0,304 % населения. Для примера, в США заболело 169,4 тыс. человек, что составляет 0,063 % населения. Например, в Израиле риск заболеваний раком в 5 раз больше, чем в США, что вызвано в первую очередь повышенной плотностью застройки, малыми расстояниями от жилых домов до дорог и особенностями климатических условий. Правительству Украины необходимо серьезно заняться проблемой экологии больших городов. Научные исследования в этом направлении ведутся.

 
Секции/подсекции